Согласование передачи нумерации: вопросы правоприменения

Согласование передачи нумерации: вопросы правоприменения


Требование о согласовании передачи нумерации с органом государственной власти в области связи определено законом "О связи" (ст.26). Порядок такого согласования установлен Правилами распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 350 (далее Правила).

Последовательность действий Россвязи по согласованию передачи ресурса  нумерации определены  Административным регламентом Федерального  агентства связи по предоставлению государственной услуги по рассмотрению  заявлений и принятию решений о выделении ресурса нумерации, утвержденным Приказом Мининформсвязи России № 142 от 03.12.2007 года (далее Административный регламент).

Пункт 17 Правил определяет, что оператор связи вправе передать  выделенный ему ресурс нумерации другому оператору связи только с  согласия Федерального агентства связи. Операторы связи для получения  согласия на передачу ресурса нумерации подают в Федеральное агентство  связи заявления, соответствующие требованиям, установленным пунктами 9 и  10 настоящих Правил. Пункт 9 Правил указывает на необходимость подачи в  Россвязь заявления для получения ресурса нумерации, в котором отражаются  сведения о заявителя (наименование, организационно-правовая форма и  прочие реквизиты), объем запрашиваемого ресурса нумерация и территория  его использования. Если применительно к оператору, получающему ресурс  нумерации направление данного заявления вполне логично, то, что должен  указывать в заявлении оператор, передающий нумерацию, не совсем понятно  т.к. он ни какой  нумерации не запрашивает, а напротив, ее передает.  Ранее, на практике эта проблема решалась путем подачи в Россвязь  передающим оператором   отказного письма, в котором  он подтверждал  передачу нумерации в пользу другого оператора. Хотя данная практика  расходилась с формальными требованиями п.17 Правил, но была вполне  логична и оправдана.

Попытка решения  данной проблемы была предпринята в Административном регламенте. Так пункт 16 регламента устанавливает, что получающий ресурс нумерации оператор подает в Россвязь заявление о ее выделении, оператор, передающий нумерацию подает заявление об изъятии ранее выделенного ему ресурса нумерации. В этом же пункте определено, что согласие Россвязи о передаче ресурса нумерации от одного оператора связи другому оформляется решениями Россвязи об изъятии ресурса нумерации у одного оператора связи и о выделении ресурса нумерации другому оператору в рамках соответствующих административных процедур: рассмотрение заявления об изъятии ресурса нумерации и принятия соответствующего решения и рассмотрение заявления о выделении ресурса нумерации и принятия соответствующего решения.

На мой взгляд, указанное решение проблемы является неудачным.  Оператор, передающий ресурс нумерации заинтересован не в изъятии у него  ресурса нумерации, а именно в согласовании Россвязью ее передачи другому  оператору. На практике может возникнуть коллизия, при которой пакет  документов оператора получающего нумерацию будет не соответствовать  установленным требованиям или ресурс нумерации будет ограничен на  соответствующей территории, и данному оператору Россвязь откажет в  выделении ресурса нумерации. И, напротив, заявления второго оператора об  изъятии у него ресурса нумерации подлежит удовлетворению в любом случае  т.к.   в соответствии с п.21 Правил решение об изъятии выделенного  ресурса нумерации принимается Федеральным агентством связи на основании  обращения оператора связи, которому выделен ресурс нумерации. Причем  сами Правила не определяют ни форму, ни перечня документов прилагаемых к такому обращению, достаточно самого факта обращения за изъятием ресурса нумерации.  Единственным указанием на связь между передающим и  получающим ресурс нумерации оператором является строка  11 формы  заявления (Приложение ?1 к регламенту), в которой передающий ресурс  нумерации оператор указывает наименование оператора связи, которому  передается ресурс нумерации, а получающий оператор в своем заявлении  указывает наименование оператора связи, от которого передается ресурс  нумерации. Вместе с тем указанная строка является факультативной и  никакого юридического значения не имеет т.к. не предусмотрена ни  Правилами,  ни п.6.1. Административного регламента  (требования к  содержанию заявления).

Представляется более обоснованным подход, при котором оба оператора  (передающий и получающий нумерацию) направляли бы в Россвязь заявления о получении ресурса нумерации, указывая в качестве получателя ресурса  оператора, которому такой ресурс нумерации передается. Отказ в  удовлетворении хотя бы одного из заявлений по указанным в Правилах  основаниям означал бы отказ в согласовании самой передачи нумерации и  оператор, намеревавшийся передать ресурс нумерации сохранял бы ее за  собой. Также следует отметить, что к названным выше заявлениям должен  прилагался  пакет документов указанный в п.10 Правил в полном объеме от  каждого оператора. На основании этих документов Россвязь по всей  видимости проводит анализ как возможности получения ресурса нумерации,  так и возможность его передачи. Сейчас же в соответствии с  п.16  Административного регламента полный пакет предоставляет только  получающий нумерацию оператор, оператор передающий нумерацию,  предоставляет только нотариально заверенную копию титульного листа  лицензии и копию условий действия лицензии, заверенных им самим. Ни  учредительных документов, ни свидетельства о государственной регистрации  передающий нумерацию оператор не предоставляет в Россвязь. Вместе с тем  в период использования выделенного ресурса нумерации могла произойти  реорганизация оператора связи, требующая переоформления решения о  выделении ресурса нумерации и лицензии или в учредительные документы  были внесены изменения реквизитов юридического лица, требующие  переоформления лицензии, а такое переоформления не было произведено в  установленный срок и лицензия прекратила свое действия. Анализ указанных  обстоятельств непосредственно обуславливает возможность передачи ресурса  нумерации, однако регламент не требует предоставления от передающего  оператора документов, перечисленных в п.10 Правил. Следствием этого  может быть принятие неправомерного решения Россвязи о выделении  нумерации получающему оператору, что затронет его интересы в будущем. 

Согласование передачи ресурса нумерации в порядке ее выделение как это определено Административным регламентом,  порождает  еще ряд проблем. Одна из них связана с тем, что наличие самого факта согласования, ничем не подтверждается. В результате согласования в отношении оператора  передающего нумерацию принимается решение об изъятии у него ресурса  нумерации, второй оператор получает решение о выделении ему ресурса  нумерации. На практике возникают сложности с выяснением и оценкой  “юридической истории” получения ресурса нумерации. Не секрет, что  достаточно распространенной практикой в межоператорских отношениях  является передача ресурса нумерации оператором присоединяющей сети  оператору присоединяющейся сети временно на период действия договора о  присоединении. Такая передача производится с получением согласования  (решения о выделении) и формально все требования законодательства при  передаче нумерации соблюдаются. Однако в договоре о присоединении  (отдельном соглашении) предусматриваются обязательства присоединенного  оператора по возврату   переданной нумерации в случае прекращения  действия договора о присоединении. Проблемы могут возникнуть у  операторов, которые получают ресурс нумерации в последующем от  оператора, которому нумерация была передана с подобного рода  обременением. Удостовериться такому оператору в том, в каком порядке  была получена нумерация достаточно проблематично, т.к. оператор  передающий нумерацию предоставляет только решение о выделении ему  нумерации, однако это решение не содержит сведений о том в каком порядке  ему была выделена нумерация. Реестр российской системы и плана  нумерации, который ведется в соответствии с п.24 Правил также не  содержит сведений о том, в каком порядке была выделена нумерация  оператору.  Таким образом, отсутствие в решение о выделении ресурса  нумерации и в реестре сведений о том, в каком порядке выделялась  нумерация не позволяет установить наличие обременения в отношении  нумерации, и как следствие этого, в дальнейшем в случае приобретения  такой нумерации могут иметь место споры между операторами относительно  прав на ее использование и наступать иные негативные последствия для  пользователя ресурсом.

Определенный  интерес вызывает и вопрос об уплате государственной  пошлины при согласовании передачи нумерации  в порядке ее выделения.  Закон “О связи” указывает на то, что за получение ресурса нумерации с  оператора связи взимается государственная пошлина в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Приведенная  формулировка закона не очень удачна с точки зрения юридической техники,  т.к. описывает не содержание услуги, а ее результат. Ранее формулировка  п. 12 Правил прямо указывала, что в случае если заявитель в течение 90  дней со дня выделения ресурса нумерации не представил копию документа,  подтверждающего уплату сбора за выделение ресурса нумерации, Федеральное агентство связи изымает выделенный ресурс нумерации. Данная формулировка однозначно описывала услугу, за которую платится пошлина – выделение государством ресурса нумерации. В последующем эта формулировка Правил была приведена в соответствие с законом, и теперь она звучит, как требование представить копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за получение ресурса нумерации. Федеральное агентство связи аннулирует решение о выделении ресурса нумерации в случае непредставления такого платежного документа. В данной формулировке не содержится указание на услугу  государственного органа, за которую взимается пошлина, пошлина взимается  уже за результат – получение ресурса нумерации. Однако нумерация может  как выделяться из свободного ресурса, так и передаваться от одного  оператора другому. И если в первом случае государство действительно  выделяет ее из свободного ресурса российского плана нумерации –  оказывает услугу выделения, то во втором случае, государство лишь  согласует передачу ранее выделенного ресурса нумерации, т.е. как таковая  услуга выделения ресурса нумерации государством не оказывается Административный регламент, устанавливает процедуру передачи нумерации в порядке ее выделения, а  соответственно и указывает на необходимость  оплаты государственной пошлины за получение нумерации при ее передаче. В п.19.4 регламента специально подчеркивается, что  в случае, если  заявитель в течение 60 дней со дня получения извещения о принятии  решения о выделении ресурса нумерации не представил копию платежного  документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за получение  ресурса нумерации, решение о выделении ресурса нумерации аннулируется.  При этом, если решение о выделении ресурса нумерации было принято в  рамках передачи ресурса нумерации от одного оператора связи другому, то  решение об изъятии ресурса нумерации не аннулируется.     Представляется, что вопрос об оплате государственной пошлины при  передаче ресурса нумерации не однозначен. Правила не указывают на  то, что согласование передачи нумерации происходит в порядке ее  выделения получающему оператору.  Пункт 17 Правил требует только подачи  операторами заявлений в соответствии с п.9 Правил с документов указанных  в п.10 Правил. Представление этих документов является единственным  требованием для согласования передачи нумерации и возможность  аннулирования согласия Россвязи на передачу нумерации по тому основанию,  что не произведена оплата государственной пошлины, Правилами не  предусмотрена. В соответствии с п.12 Правил при неоплате государственной  пошлины может быть аннулировано только решение о выделении нумерации, а не согласие на передачу ресурса нумерации.     Это представляется вполне  логичным, т.к. от одного оператора другому передается ранее выделенный  ресурс нумерации, государственная пошлина за получение которого уже  оплачена в казну. При согласовании передачи новый ресурс нумерации  государством не выделяется, а взимание государственной пошлины за такую  услугу как согласование передачи ресурса нумерации ни закон “О связи”,  ни Правила не предусматривают.

В заключении отмечу, что, на мой взгляд, основной причиной указанных  выше вопросов правоприменения является недостаточная  регламентация  процедуры согласования передачи ресурса нумерации Правилами  распределения и использования ресурсов нумерации единой сети  электросвязи Российской Федерации, утвержденных Постановлением  Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 N 350. Полагаю, что  данные Правила должны быть дополнены положениями, детализирующими  порядок согласования передачи ресурса нумерации.

Александр Титов
адвокат
Сотовик, 2008/02/05
ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ АДВОКАТА IpZona - Система раскрутки. Каталог сайтов