Верховный суд России рассмотрит законность Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.

Верховный суд России рассмотрит законность Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи.


По информации Верховного суда РФ, ООО "ПроектСтройКомплекс" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства РФ по связи и информации от 09.09.2002 ? 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи". Ответчиком по делу выступает Мининформсвязи России. Предварительное заседание суда прошло 03.07.2006. Дело к слушанию назначено на 12 сентября 2006 года.

Компания "ПроектСтройКомплекс" является оператором связи, владеющим лицензиями Минсвязи на предоставление услуг передачи данных ? 27819 и услуг телематических служб ?27820. По предварительной информации, заявление об оспаривании Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи мотивировано отсутствием в Федеральном законе "О связи" норм, обязывающих операторов связи получать в Россвязьнадзоре разрешение на эксплуатацию сооружений связи, также положениями Конституции России. Согласно Конституции, каждый имеет право на свободное использование своего имущества для предпринимательской деятельности (ст.34), а также ст.55 согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Учитывая, что закон "О связи" не вводит в качестве обязательного условия использования сооружений связи получение в административном органе разрешения на его эксплуатацию, Правила ввода в эксплуатацию сооружений связи, устанавливающие обязательность такого разрешения, должны признаваться не соответствующими закону.

Идея обжалования 113 Приказа Минсвязи неоднократно обсуждалась на научно-практических конференциях и в интернет-форумах. Приводились различные мнения по данному вопросу. Но преобладающее мнение операторов связи зачастую сводилось к незаконности требования о получении разрешения на эксплуатацию сооружений связи. Однако практика ввода в эксплуатацию сооружений связи продолжалась. Россвязьнадзор довольно жестко реагировал на случаи игнорирования операторами данного требования. В подтверждение этого достаточно посмотреть на портале Мининформсвязи России практику административных штрафов по ст.13,9 КоАП РФ территориальных органов Россвязьнадзора. Вместе с тем возможность признания 113 Приказа Минсвязи незаконным является неоднозначной. Действительно, Федеральный закон "О связи" не предусматривает обязательность получения разрешения на эксплуатацию сооружения связи. Однако закон наполнен бланкетными нормами, согласно которым Мининформсвязи может самостоятельно регулировать те или иные вопросы своими нормативно-правовыми актами.

Так, согласно п.2 ст.12 закона "О связи" для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:

  • определяет порядок их взаимодействия, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях ? порядок централизованного управления сетью связи общего пользования; в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования)
  • устанавливает требования к их построению, управлению или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации.

В соответствии с п.2 ст. 21 закона "О связи" федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области связи.

Обращаясь к содержанию преамбулы Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи, можно отметить, что Правила разработаны в целях:

  • обеспечения реализации концепций, основных направлений и схем развития сетей электросвязи, почтовой связи;
  • обеспечения порядка пропуска нагрузки сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования;
  • обеспечения выполнения установленных правил присоединения сетей электросвязи к сети связи общего пользования, взаимодействия операторов связи, сети которых образуют взаимоувязанную сеть связи Российской Федерации;
  • организационно-технического обеспечения устойчивого и безопасного функционирования сетей связи;
  • обеспечения соответствия технической эксплуатации средств связи установленным правилам, нормам и требованиям.


Таким образом, на мой взгляд, процедура ввода в эксплуатацию сооружений связи направлена на обеспечение исполнения оператором связи требований в области связи и формально не противоречит установленной законом "О связи" компетенции регулятора по принятию такого рода Правил.

Полагаю, что в известной мере Правила ввода устарели и нуждаются в переработке. Отдельные процедуры должны быть упрощены. Так, ввод в эксплуатацию узлов телематических служб мог быть заменен уведомительной регистрацией в Россвязьнадзоре по письму оператора. Возможно, что заявленное в суд требование о признании незаконными Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи послужит катализатором их обновления.

Александр Титов

адвокат

Сотовик, 2006/07/24

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ АДВОКАТА