Постановление исполнительного комитета не обладает признаками нормативного правового акта


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 12701/11 от 6 марта 2012 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района Республики Татарстан. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась признания постановления муниципального образования ненормативным правовым актом, которым определен отопительный период, а также вопросы организации работы коммунальных служб района. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС исполнительного комитета о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, об удовлетворении требований общества о признании постановления комитета не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Фабула дела: Постановлением исполнительного комитета установлено начало отопительного периода. Однако общество не согласилось с указанным постановлением, полагая, что у комитета отсутствовали основания для принятия решения о начале отопительного сезона, поскольку по данным управления по гидрометеорологии среднесуточная температура наружного воздуха составляла +8°С, следовательно, комитет необоснованно установил начало отопительного периода с этой даты. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с требованиями о признании постановления исполнительного комитета не соответствующим Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, и недействующим.

Арбитражные суды первой и кассационной инстанций удовлетворили заявленные требования общества, указав, что при издании данного муниципального нормативного правового акта, было допущено нарушение правил введения нормативного правового акта в действие, в частности правил его опубликования.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального и процессуального права. Президиум ВАС не согласился с правовой позицией судов нижестоящих инстанций и отменил оспариваемые судебные акты, мотивируя свое постановление следующим. Пленумом верховного суда РФ в постановлении № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», дано толкование понятию «нормативный правовой акт» и определены существенные признаки, которые его характеризуют. Однако постановление комитета, которым определено начало отопительного периода, не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку применяется однократно. Кроме того, данным постановлением не устанавливаются правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц.

При этом, постановление комитета индивидуализировано и создает обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома. Поскольку в настоящем деле проверка оспариваемого акта проведена не в соответствии с правилами главы 24 АПК РФ, Президиум ВАС полагает, что имеются основания для направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 12701/11
Москва 6 марта 2012 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К.,
Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А.,
Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л.,
Шилохвоста О.Ю., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление Исполнительного комитета Альметьевского
муниципального района Республики Татарстан о пересмотре в порядке
надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского
округа от 02.06.2011 по делу № А65-21936/2010 Арбитражного суда
Республики Татарстан.
Заслушав и обсудив доклад судьи Пановой И.В., Президиум
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Комплект+Сервис»
(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан
с заявлением о признании постановления Исполнительного комитета
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан (далее –
комитет) от 30.09.2009 № 2849 «О начале отопительного периода 2009 –
2010 годов в Альметьевском муниципальном районе» (далее –
постановление комитета) не соответствующим Правилам предоставления
коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, пункту 11.7
приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003
№ 115 и недействующим.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального
хозяйства Республики Татарстан, муниципальное учреждение
«Департамент жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан»,
государственное учреждение «Управление по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды Республики Татарстан» (далее –
управление по гидрометеорологии), открытое акционерное общество
«Альметьевские тепловые сети» и общество с ограниченной
ответственностью «Альтехносервис».
Основанием для обращения общества в суд послужило такое
обстоятельство.
Указанным постановлением комитета установлено начало
отопительного периода в Альметьевском районе на 2009 – 2010 годы с
01.10.2009.
Общество не согласилось с этим постановлением.
По его мнению, у комитета отсутствовали основания для принятия
решения о начале отопительного сезона на 2009 – 2010 годы с 01.10.2009,
поскольку по данным управления по гидрометеорологии среднесуточная
температура наружного воздуха 26, 27.09.2009 была +8 °С, последующие
трое суток – более +10 °С, то есть в течение пяти суток подряд
температура +8 °С не сохранялась, следовательно, комитет необоснованно
установил начало отопительного периода с этой даты.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011
требование удовлетворено.
Суд первой инстанции исходил из того, что при издании
постановления комитета – муниципального нормативного правового акта –
допущено нарушение правил введения нормативного правового акта в
действие, в частности правил его опубликования.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением
от 02.06.2011 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда
кассационной инстанции комитет просит его отменить, ссылаясь на
неправильное применение судом норм права, дело направить на новое
рассмотрение.
В отзыве на заявление общество просит оставить оспариваемый
судебный акт без изменения как соответствующий действующему
законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
отзыве на него, Президиум считает, что решение суда первой и
постановление суда кассационной инстанций подлежат отмене, дело –
передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим
основаниям.
Понятию «нормативный правовой акт» дано толкованиев
постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании
нормативных правовых актов», в пункте 9 которого определено, что
существенными признаками, характеризующими нормативный правовой
акт, являются следующие: издание его в установленном порядке
управомоченным органом государственной власти, органом местного
самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм
(правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц,
рассчитанных на неоднократное применение, направленных на
урегулирование общественных отношений либо на изменение или
прекращение существующих правоотношений.
Постановление комитета, которым определено начало отопительного
периода в Альметьевском муниципальном районе Республики Татарстан,
применяется однократно и не обладает признаками нормативного
правового акта, так как им не устанавливаются правовые нормы (правила
поведения), обязательные для неопределенного круга лиц. Кроме того,
данное постановление комитета индивидуализировано и создает
обязанности для конкретных хозяйствующих субъектов, перечисленных в
нем, по принятию мер по пуску тепла в жилые дома и на объекты
социального назначения.
В связи с тем, что проверка оспариваемого акта проведена не в
соответствии с правилами главы 24 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации и постановление комитета не подлежит
обязательному опубликованию, решение суда первой инстанции и
постановление суда кассационной инстанции нарушают единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права,
противоречат правовым позициям Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации по вопросам применения административного
законодательства и согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по
делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на
основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в
настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на
основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2011 по
делу № А65-21936/2010 и постановление Федерального арбитражного суда
Поволжского округа от 02.06.2011 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Республики Татарстан.
Председательствующий А.А.Иванов