Лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 16576/11 от 22 мая 2012 года, в котором рассматривался спор между открытым акционерным обществом и Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась заключения договора аренды лесного участка в отношении земельного участка, отнесенного к землям промышленности. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС открытого акционерного общества о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Министерства природопользования об устранении нарушения лесного законодательства.

 

Фабула дела: По итогам плановой выездной проверки соблюдения обществом лесного законодательства, министерством составлен акт и обществу выдано предписание об устранении нарушения лесного законодательства. В соответствии с данным предписанием, общество обязано заключить договор аренды лесных участков, путем подачи заявления в министерство. Помимо этого, обществу предписано разработать и представить в министерство проект освоения лесов, находящихся на арендуемых участках. Общество полагает, что данное предписание министерства незаконно, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

 

Арбитражные суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных обществом требований, указав, что в соответствии с Лесным кодексом, общество, эксплуатирующее линейные объекты, расположенные на лесных участках, обязано оформить свои права на участки, на которых непосредственно расположены эти объекты. В качестве доказательств, суды в настоящем деле приняли представленные министерством материалы лесоустройства. Кроме того, нахождение линейных объектов общества на территории лесничества суды сочли подтвержденным кадастровым паспортом и фотографиями.

 

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального и процессуального права. Президиум ВАС не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций и удовлетворил заявление общества, мотивируя свое постановление следующим. Между обществом (арендатором) и главой муниципального района (арендодателем) заключен договор аренды земельного участка. Однако суды в настоящем деле отклонили довод общества о том, что земельный участок находился, в том числе и под опорами линий электропередачи. При этом договор аренды земельного участка не был оспорен, а также не был признан недействительным в установленном порядке.

 

Сведения государственного кадастра недвижимости являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования. Доказательств перевода земельного участка из категории земель промышленности в земли лесного фонда в настоящем деле не представлено. В материалах дела имеются два свидетельства о государственной регистрации права на один и тот же земельный участок, однако суды не приняли во внимание данное обстоятельство. С учетом изложенного, Президиум ВАС полагает, что имеются основания для направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции с целью исследования всех доказательств по настоящему делу.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 16576/11

Москва 22 мая 2012 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М., Бациева В.В.,

Витрянского В.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А.,

Пауля Г.Д., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление открытого акционерного общества

«Самаранефтегаз» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного

суда Самарской области от 31.01.2011 по делу № А55-19694/2010,

постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

от 13.04.2011 и постановления Федерального арбитражного суда

Поволжского округа от 17.08.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – открытого акционерного общества «Самаранефтегаз»

(заявителя по делу) – Губанеева Е.А., Емельянова С.А., Шуваткина Ю.Н.;

от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и

природопользования Самарской области (заинтересованного лица) –

Притулина Е.А.

Заслушав и обсудив доклад судьи Пауля Г.Д., а также объяснения

представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество «Самаранефтегаз» (далее – общество)

обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о

признании незаконным предписания Министерства природопользования,

лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области

(далее – министерство) от 03.06.2010 об устранении нарушения лесного

законодательства.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего

самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен

глава муниципального района Исаклинский Самарской области (далее –

глава муниципального района).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 в

удовлетворении требования отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

от 13.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением

от 17.08.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой

инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной

инстанций общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение

единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм

материального и процессуального права, дело передать на новое

рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзыве на заявление министерство просит оставить данные судебные

акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Администрация муниципального района Исаклинский Самарской

области в отзыве на заявление поддерживает доводы общества.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах

на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей

участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит

удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, на

основании акта от 03.06.2010 № 1, составленного по итогам плановой

выездной проверки соблюдения обществом лесного законодательства,

министерство выдало обществу предписание от 03.06.2010 об устранении

нарушения лесного законодательства (далее – предписание).

Согласно указанному предписанию общество обязано в срок

до 01.08.2010 проложить минерализованную полосу по границам объекта

(территории), имеющего местоположение: Самарская область,

Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское лесничество,

квартал № 8, выдел № 2 для разработки месторождения полезных

ископаемых со скважины № 428 Якушкинского месторождения; до

01.02.2011 заключить договор аренды лесных участков названного

местоположения, а также под линейными объектами заявителя,

расположенными на участках лесного фонда Сергиевского лесничества,

путем подачи заявления в министерство в соответствии с порядком

подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося

в государственной или муниципальной собственности, утвержденного

приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

от 12.02.2010 № 48, и согласно статьям 9, 94 Лесного кодекса Российской

Федерации (далее – Лесной кодекс, Кодекс; здесь и далее в редакции,

действовавшей на момент вынесения предписания).

Кроме того, обществу предписано в срок до 01.09.2010 разработать и

представить в министерство проект освоения лесов, находящихся на

арендуемых участках, с положительным заключением государственной

экспертизы.

Ссылаясь на незаконность этого предписания, общество обратилось в

арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили

из того, что в силу пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса

строительство трубопроводов и иных линейных объектов является

самостоятельным видом использования лесов, которое осуществляется в

соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Таким образом, согласно

требованиям статей 9, 21 и 74 Лесного кодекса общество, эксплуатирующее

линейные объекты, расположенные на лесных участках, обязано оформить

свои права на участки, на которых непосредственно расположены эти

объекты.

В качестве доказательства того, что линейные объекты общества

находятся на землях лесного фонда, суды приняли представленные

министерством материалы лесоустройства, в том числе копию планшета

№ 12 лесоустройства 1995 года, копию таксационного описания

Аделяковского лесничества Сергиевского лесхоза, книга П, выполненного

Федеральной службой лесного хозяйства в 1995 году, акт обследования

земельного участка от 22.06.2010, свидетельство о государственной

регистрации права собственности Российской Федерации от 18.03.2005

серии 63-АБ № 427990. Нахождение линейных объектов общества на

территории лесничества суды сочли подтвержденным кадастровым

паспортом и фотографиями, сделанными в ходе проверки, являющимися

приложением к акту проверки.

Однако суды не учли следующего.

Общество (арендатор) и глава муниципального района (арендодатель)

09.03.2005 заключили договор аренды земельного участка, относящегося к

землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и

телевидения, информатики и иного назначения (далее – земли

промышленности), площадью 664 241,23 кв. метра, кадастровый номер

63:19:00 00 000:0063, для размещения производственных объектов на

Якушкинском месторождении нефти, расположенных на территории

Исаклинского района.

Довод общества о том, что земельный участок с названным

кадастровым номером находился в том числе и под опорами линий

электропередачи напряжением 6 кВ, поставлен на кадастровый учет как

земли промышленности, отклонен судами на том основании, что общество

обязано оформить использование участка в соответствии с лесным

законодательством.

Между тем договор аренды земельного участка от 09.03.2005 не

оспорен, в установленном порядке недействительным не признан.

Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии

с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном

кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ, Закон), исходя из

статей 5, 7 которого сведения о земельном участке как об объекте

недвижимости, в том числе не повторяющийся во времени и на территории

Российской Федерации государственный учетный номер, описание

местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных

природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к

которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в

государственном кадастре недвижимости.

Согласно части 2 статьи 1 Закона № 221-ФЗ государственный кадастр

недвижимости является систематизированным сводом сведений об

учтенном в соответствии с данным Законом недвижимом имуществе,

федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества

признаются действия уполномоченного органа по внесению в

государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом

имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого

имущества с характеристиками, позволяющими определить это имущество

в качестве индивидуально-определенной вещи (часть 3 статьи 1 Закона

№ 221-ФЗ).

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости

осуществляются федеральным органом исполнительной власти,

уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской

Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997

№ 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра

недвижимости (статья 3 Закона).

Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного

участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и

описания его границ являются сведения государственного кадастра

недвижимости.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок

площадью 664 241,23 кв. метра с кадастровым номером

63:19:00 00 000:0063, расположенный по адресу: Самарская область,

Исаклинский район, земли СПК им. Калинина,

СПК «Шунгут» Сергиевского лесхоза (далее – земельный участок), как на

земли промышленности зарегистрировано в Едином государственном

реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.04.2004

(свидетельство о государственной регистрации права от 28.04.2004

серия 63-АБ № 082690), то есть ранее оформления права Российской

Федерации на участок лесного фонда с кадастровым

№ 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью

75 930 000 кв. метров – 17.03.2005 (свидетельство о государственной

регистрации права от 18.03.2005 серия 63-АБ № 427990).

Тот факт, что земельный участок входит в состав земельного участка с

кадастровым № 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0

площадью 75 930 000 кв. метров, подтвержден материалами дела и ни

одной из сторон не оспаривается.

Доказательств перевода земельного участка из категории земель

промышленности в земли лесного фонда не представлено.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства снятия

земельного участка с государственного кадастрового учета в

связи с его преобразованием, в результате которого он вошел

в состав земельного участка с кадастровым

№ 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью

75 930 000 кв. метров.

Между тем, как следует из положений статей 87 и 101 Земельного

кодекса Российской Федерации, земельный участок, относящийся к одной

категории, не может одновременно являться земельным участком другой

категории.

В оспоренном обществом предписании министерства указано, что оно

вынесено на основании статьи 96 Лесного кодекса, пункта 8 Положения о

государственном лесном контроле и надзоре, утвержденного

постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007

№ 394 (далее – постановление от 22.06.2007 № 394), а также акта проверки

соблюдения лесного законодательства от 03.06.2010 № 1.

В силу части 2 статьи 96 Лесного кодекса государственный лесной

контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в

пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 – 83

названного Кодекса.

Согласно пункту 8 постановления от 22.06.2007 № 394 при выявлении

в ходе контрольных мероприятий, проводимых в отношении

лесопользователя, нарушений руководитель отдела вправе вынести

предписание об устранении этих правонарушений и прекращении их

совершения.

Суды не дали оценки тому обстоятельству, что в материалах дела

имеются два свидетельства о государственной регистрации права на один и

тот же земельный участок, в которых указаны различные категории земель,

в связи с чем не исследовали вопрос об органе, полномочном

распоряжаться этим земельным участком, контролировать его

использование.

Кроме того, как следует из договора от 09.03.2005, земельный участок

предоставлен для размещения производственных объектов на

Якушкинском месторождении нефти. Судами не установлено, используется

ли данный участок только под линейные объекты с соответствующим

правовым режимом их эксплуатации либо имеются и иные объекты

общества, расположенные на нем.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты

подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие

единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм

материального права.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой

инстанции.

При новом рассмотрении спора суду надлежит исследовать

доказательства, касающиеся указанных обстоятельств, для правильного

разрешения настоящего дела.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по

делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на

основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в

настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на

основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1

статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 по

делу № А55-19694/2010, постановление Одиннадцатого арбитражного

апелляционного суда от 13.04.2011 и постановление Федерального

арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2011 по тому же делу

отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд

Самарской области.

Председательствующий А.А. Иванов