ВАС установил, что земельный налог напрямую зависит от разрешенного вида использования участка


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 16485/11 от 29 мая 2012 года, в котором рассматривался спор между Кузбасским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации и Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кемерово. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась правомерности вывода налоговой инспекции о занижении обществом при расчете земельного налога кадастровой стоимости ряда земельных участков и наличия оснований для доначисления земельного налога и начисления пени. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС открытого акционерного общества о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции.

 

Фабула дела: Общество обратилось в Управление Росреестра с просьбой о кадастровом учете изменений ряда земельных участков в связи с новым видом их разрешенного использования. В итоге, земельная кадастровая палата приняла решение по этим заявлениям об изменении вида разрешенного использования. Результаты определения новой кадастровой стоимости были отражены в соответствующих актах. Впоследствии общество при исчислении авансовых платежей по земельному налогу в отношении указанных участков применило вновь определенную кадастровую стоимость. Однако инспекция посчитала, что такой расчет противоречит налоговому законодательству и доначислила земельный налог. По мнению налогового органа, общество при расчете земельного налога занизило кадастровую стоимость своих земельных участков. Общество, не согласившись с решением налогового  органа, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

 

Арбитражные суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных обществом требований, указав, что в соответствии с налоговым законодательством, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом, суды сочли правомерным определение инспекцией кадастровой стоимости земельных участков на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

 

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Президиум ВАС не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций и удовлетворил заявление общества, мотивируя свое постановление следующим. Вид разрешенного использования отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом и налогоплательщик не может быть поставлен в зависимость от момента исполнения решения об изменении вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением Росреестра соответствующих сведений. С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что общество правомерно исчислило земельный налог в отношении спорных земельных участков.

 

Кроме того, принимая во внимание, что в отношении спорных земельных участков был утвержден средний удельный показатель кадастровой стоимости, у инспекции не было оснований для того, чтобы не определять новую кадастровую стоимость спорного участка исходя из утвержденных показателей.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 16485/11

Москва 29 мая 2012 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К., Бациева В.В.,

Витрянского В.В., Козловой О.А., Никифорова С.Б., Поповченко А.А.,

Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Кузбасского открытого акционерного

общества энергетики и электрификации (ОАО «Кузбассэнерго») о

пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кемеровской

области от 21.02.2011 по делу № А27-16582/2010, постановления Седьмого

арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 и постановления

Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа

от 16.09.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – Кузбасского открытого акционерного общества

энергетики и электрификации (ОАО «Кузбассэнерго») – Борщенко П.А.,

Лермонтова И.Э., Намаконова Е.Г., Черенкова З.Г.;

от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово –

Иншина Ц.К., Поздняков К.И., Черникова-Поснова В.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Поповченко А.А., а также

объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум

установил следующее.

Кузбасское открытое акционерное общество энергетики и

электрификации (ОАО «Кузбассэнерго») (далее – общество) обратилось в

Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании

недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по

городу Кемерово (далее – инспекция) от 23.09.2010 № 28199 об отказе в

привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения, принятого по результатам проверки представленного

обществом расчета по авансовым платежам по земельному налогу

за первый квартал 2010 года, которым обществу доначислено

13 355 571 рубль земельного налога и начислено 504 157 рублей

91 копейка пеней.

Основанием для доначисления налога и начисления пеней послужил

вывод инспекции о занижении обществом при расчете земельного налога

кадастровой стоимости ряда земельных участков.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по

Кемеровской области от 08.11.2010 № 873, вынесенным по результатам

рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции

оставлено без изменения.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 в

удовлетворении требования отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда

от 31.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановлением от 16.09.2011 указанные судебные акты оставил без

изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и

постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в части

доначисления земельного налога и начисления соответствующих пеней в

отношении земельных участков с кадастровыми номерами

42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120, 42:24:0101026:125,

42:24:0101026:126, 42:24:0101026:131, 42:24:0501006:454 общество просит

отменить их как принятые с нарушением норм материального права и

принять новый судебный акт об удовлетворении его требования.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить названные

судебные акты без изменения как соответствующие действующему

законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве

на него и объяснениях представителей участвующих в деле лиц,

Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по

следующим основаниям.

Как установлено судами, общество обратилось в Управление

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и

картографии по Кемеровской области (далее – управление Росреестра) с

заявлениями об изменении вида разрешенного использования ряда

земельных участков.

По результатам рассмотрения этих заявлений и приложенных к ним

документов федеральное государственное учреждение «Земельная

кадастровая палата» по Кемеровской области Федерального агентства

кадастра объектов недвижимости (далее – земельная кадастровая палата),

которому соответствующие полномочия по учету изменений

характеристик объектов недвижимости были делегированы управлением

Росреестра, приняло решения об изменении вида разрешенного

использования ряда земельных участков, в том числе участков с

кадастровыми номерами 42:24:0101026:119, 42:24:0101026:120,

42:24:0101026:125, 42:24:0101026:126 (решения от 30.12.2009), номером

42:24:0101026:131 (решение от 15.12.2009), номером 42:24:0501006:454

(решение от 22.12.2009).

Управлением Росреестра в соответствии с Методическими

указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых

земельных участков и существующих земельных участков в случаях

изменения категории земель, вида разрешенного использования или

уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом

Министерства экономического развития и торговли Российской

Федерации от 12.08.2006 № 222, была рассчитана новая кадастровая

стоимость спорных участков путем умножения удельного показателя

кадастровой стоимости на площадь земельного участка.

Результаты определения новой кадастровой стоимости отражены в

соответствующих актах определения кадастровой стоимости земельных

участков от 15.02.2010, от 16.02.2010, от 23.04.2010 и внесены в

государственный кадастр недвижимости.

Общество при исчислении авансовых платежей по земельному

налогу за первый квартал 2010 года в отношении названных участков

применило вновь определенную кадастровую стоимость.

Отказывая в удовлетворении требования общества, суды указали, что

в силу статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая

база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного

участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года,

являющегося налоговым периодом.

Поскольку на 01.01.2010 кадастровая стоимость спорных земельных

участков с измененным видом разрешенного использования управлением

Росреестра определена не была и эти данные не внесены в кадастр, суды

сочли правомерным определение инспекцией кадастровой стоимости

земельных участков на основании сведений государственного кадастра

недвижимости по состоянию на 01.01.2010.

Между тем суды не учли следующего.

В силу положений статей 389, 390 Налогового кодекса Российской

Федерации (далее – Кодекс) объектом обложения земельным налогом

являются земельные участки с влияющими на определение кадастровой

стоимости индивидуальными характеристиками (площадь, вид

разрешенного использования).

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ

«О государственном кадастре недвижимости» государственным

кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия

уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр

недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают

существование такого недвижимого имущества с характеристиками,

позволяющими определить это имущество в качестве индивидуально-

определенной вещи, или подтверждают прекращение существования

такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным

Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

При принятии уполномоченным органом в установленном законом

порядке решения об изменении вида разрешенного использования

реализация налогоплательщиком права на уплату земельного налога

исходя из кадастровой стоимости, исчисленной с учетом измененного вида

разрешенного использования и установленного нормативным актом

субъекта Российской Федерации для данного вида использования среднего

удельного показателя кадастровой стоимости, не может быть поставлена в

зависимость от момента исполнения указанного решения об изменении

вида разрешенного использования и внесения в кадастр управлением

Росреестра соответствующих сведений.

Вид разрешенного использования земельного участка отображается в

сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается

этим документом.

Учитывая изложенное, общество правомерно исчислило земельный

налог в отношении спорных земельных участков, исходя из кадастровой

стоимости, определенной с учетом вида разрешенного использования

измененного на основании решений земельной кадастровой палаты

от 15.12.2009, 22.12.2009, 30.12.2009.

Доводы представителя инспекции о том, что в данном случае

изменение вида разрешенного землепользования спорных земельных

участков было произведено при отсутствии к тому должных оснований с

нарушением требований действующего законодательства, что было

установлено Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации при пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых

по делам Арбитражного суда Кемеровской области № А27-12216/2010,

№ А27-12204/2010, не может служить основанием для отказа в

удовлетворении требования общества по данному делу.

Указанный вывод об отсутствии оснований для изменения вида

разрешенного использования был сделан Президиумом Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации 29.05.2012 в рамках

рассмотрения названных дел на основании сформированной им правовой

позиции, касающейся толкования соответствующих норм Земельного

кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской

Федерации, Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ

«О государственном кадастре недвижимости».

Однако данная позиция с учетом положений, предусмотренных

частью 2.1 статьи 317 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации, не может быть применена по рассматриваемому делу,

поскольку она повлечет ухудшение положения общества как лица,

привлекаемого к ответственности за налоговое правонарушение.

При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты,

нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными

судами норм права, согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по

делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на

основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в

настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на

основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305,

статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской

Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.02.2011 по

делу № А27-16582/2010, постановление Седьмого арбитражного

апелляционного суда от 31.05.2011 и постановление Федерального

арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 по тому же

делу отменить.

Заявление Кузбасского открытого акционерного общества

энергетики и электрификации (ОАО «Кузбассэнерго») удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной

налоговой службы по городу Кемерово от 23.09.2010 № 28199 об отказе в

привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения, доначислении 13 355 571 рубля земельного налога и

начислении 504 157 рублей 91 копейки пеней.

Председательствующий А.А. Иванов