Нарушение срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям образует состав административного правонарушения


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 7099/12 от 23 октября 2012 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась правомерности привлечения к административной ответственности, в случае нарушения срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС управления о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, об удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене постановления управления о привлечении общества к административной ответственности.

 

Фабула дела: Между обществом и нерезидентом был заключен контракт на поставку товара, в связи с чем, оформлен паспорт сделки. В соответствии с условиями контракта, обществом осуществлена поставка товара. Управлением, в ходе проведения проверки, было установлено, что общество нарушило срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям. По данному факту, управлением составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого общество было привлечено к ответственности, и ему назначено наказание в виде административного штрафа. Общество не согласилось с постановлением управления, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

 

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование общества, указав на невозможность установления даты фактического пересечения товаром таможенной границы РФ, а соответственно определения момента возникновения у общества обязанности по представлению в уполномоченный банк подтверждающих документов. В суде кассационной инстанции настоящий спор не рассматривался.

 

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального и процессуального права. Президиум ВАС не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций и удовлетворил заявление управления, мотивируя свое постановление следующим. В настоящем деле, общество осуществляло вывоз товара с территории РФ, путем оформления товарной накладной и счета-фактуры без подачи таможенной декларации. При этом, подтверждающие документы должны быть представлены в банк ПС не позднее 15.03.2011. Между тем указанные документы представлены обществом только 30.03.2011, то есть с нарушением установленного срока.

 

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что действия общества, выразившиеся в несоблюдении порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, образуют состав административного правонарушения. При таких обстоятельствах, Президиум ВАС полагает, что вывод судов об отсутствии у общества обязанности по представлению в установленный срок форм учета и отчетности по валютным операциям, не соответствует действующему законодательству. При этом, довод судов о невозможности установления даты фактического пересечения товаром таможенной границы, значения не имеет, поскольку срок представления документов исчисляется со дня окончания месяца.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 7099/12

Москва 23 октября 2012 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К.,

Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В.,

Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Пановой И.В., Першутова А.Г.,

Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Территориального управления Федеральной

службы финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области о

пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской

области от 25.01.2012 по делу № А47-9147/2011 и постановления

Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2012 по тому

же делу.

В заседании приняли участие представители заявителя –

Территориального управления Федеральной службы финансово-

бюджетного надзора в Оренбургской области – Жаворонкова Т.А.,

Подопригорова О.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения

представителей участвующего в деле лица, Президиум установил

следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «МегаПласт групп»

(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области

с заявлением о признании незаконным и отмене постановления

Территориального управления Федеральной службы финансово-

бюджетного надзора в Оренбургской области (далее – управление)

от 23.09.2011 № 2/261 (далее – постановление управления) о привлечении

общества к административной ответственности, предусмотренной

частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2012

заявление общества удовлетворено.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного

суда от 28.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без

изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов

управление просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение

судами норм материального права и нарушение оспариваемыми

судебными актами единообразия в толковании и применении

арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и

выступлениях представителей участвующего в деле лица, Президиум

считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим

основаниям.

Между обществом и нерезидентом – ТОО «ЮжПромСнаб»

(Республика Казахстан) – был заключен контракт от 29.11.2010 № 2

(далее – контракт) на поставку товара, в связи с чем обществом в открытом

акционерном обществе «Промсвязьбанк» (далее – уполномоченный банк)

оформлен паспорт сделки № 10120002/3251/0017/1/0.

В соответствии с условиями контракта, на основании счета-фактуры

от 02.02.2011 № 45 (далее – счет-фактура) и товарной накладной

от 02.02.2011 № 45 (далее – товарная накладная) обществом осуществлена

поставка товара в Республику Казахстан.

В ходе проведения проверки управлением установлено, что

общество нарушило срок представления форм учета и отчетности по

валютным операциям, представив в уполномоченный банк 30.03.2011

справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, а

именно: счет-фактуру и товарную накладную, хотя они должны быть

представлены не позднее 15.03.2011.

По данному факту должностным лицом управления 12.09.2011

составлен протокол об административном правонарушении, на основании

которого 23.09.2011 вынесено постановление № 2/261 о привлечении

общества к административной ответственности, предусмотренной

частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (далее – постановление управления) и ему

назначено наказание в виде административного штрафа в размере

40 000 рублей.

Не согласившись с постановлением управления, общество

обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

Суды, удовлетворяя заявленное требование, исходили из отсутствия

у общества обязанности по представлению в установленный срок форм

учета и отчетности по валютным операциям при вывозе товара в

Республику Казахстан, поскольку с 01.07.2011 таможенный контроль на

границе Российской Федерации и Республики Казахстан отменен. Также

суды указали на невозможность установления даты фактического

пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, а

соответственно определения момента возникновения у общества

обязанности по представлению в уполномоченный банк подтверждающих

документов.

Между тем судами не учтено следующее.

В силу пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона

от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном

контроле» (далее – Закон о валютном регулировании) резиденты и

нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные

операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять

отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона о валютном

регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает

порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих

документов и информации при осуществлении валютных операций

агентами валютного контроля.

Порядок представления резидентом подтверждающих документов и

информации в уполномоченные банки был установлен Положением

Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П

«О порядке представления резидентами уполномоченным банкам

подтверждающих документов и информации, связанных с проведением

валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и

осуществления уполномоченными банками контроля за проведением

валютных операций» (далее – Положение № 258-П, Положение),

действовавшим во время представления перевозочных документов.

Это Положение утратило силу с 01.10.2012, и в настоящее время

действует Инструкция Центрального банка Российской Федерации

от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и

нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации,

связанных с проведением валютных операций, порядке оформления

паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками

валютных операций и контроля за их проведением» (далее – Инструкция

№ 138-И).

Согласно пункту 2.1 Положения № 258-П в случае отсутствия

установленного нормативными правовыми актами в области таможенного

дела требования о декларировании таможенным органам товаров,

ввозимых на территорию Российской Федерации или вывозимых с

территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации

резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС

транспортные (перевозочные), коммерческие или иные документы,

содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товар и

подтверждающие вывоз товара с территории Российской Федерации или

ввоз товара на территорию Российской Федерации (содержащие сведения

об отгрузке вывозимого с территории Российской Федерации товара либо

передаче (получении) этого товара за пределами территории Российской

Федерации или содержащие сведения об отгрузке ввозимого на

территорию Российской Федерации товара либо передаче (получении)

указанного товара на территории Российской Федерации), оформленные в

соответствии с условиями контракта или обычаями делового оборота при

осуществлении внешнеторговой деятельности.

Пунктом 2.4 упомянутого Положения было предусмотрено, что

резидент представляет в банк ПС подтверждающие документы

одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих

документах, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с

банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых

после окончания месяца, в котором были оформлены документы,

подтверждающие вывоз товара с территории Российской Федерации или

ввоз товара на территорию Российской Федерации без подачи таможенной

декларации, либо (в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи

информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе

исключительных прав на них) документы, подтверждающие выполнение

работ, оказание услуг, передачу информации и результатов

интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Датой оформления указанных подтверждающих документов является

наиболее поздняя по сроку дата их подписания одной из сторон, если

условиями контракта предусмотрено подписание подтверждающего

документа обеими (всеми) сторонами по контракту, в остальных случаях –

дата составления подтверждающего документа.

Таким образом, в соответствии с пунктами 2.1 и 2.4 ранее

действовавшего Положения № 258-П (пункт 9.1, подпункты9.1.2 и 9.2.2

действующей Инструкции № 138-И) резиденты, осуществляющие

валютные операции, в случае вывоза товара с территории Российской

Федерации без подачи таможенной декларации в срок, не превышающий

15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором

были оформлены документы, подтверждающие вывоз товара с территории

Российской Федерации, обязаны представить в банк ПС транспортные

(перевозочные), коммерческие или иные документы, позволяющие

идентифицировать товар и подтверждающие вывоз товара с территории

Российской Федерации, одновременно со справкой о подтверждающих

документах.

В данном случае общество осуществляло вывоз товара с территории

Российской Федерации в Республику Казахстан путем оформления

товарной накладной и счета-фактуры без подачи таможенной декларации.

Поскольку товар был вывезен за пределы территории Российской

Федерации в феврале 2011 года, справка о подтверждающих документах и

подтверждающие документы (счет-фактура и товарная накладная) должны

быть представлены в банк ПС не позднее 15.03.2011. Между тем

указанные документы представлены обществом 30.03.2011, то есть с

нарушением установленного срока.

Таким образом, действия общества, выразившиеся в несоблюдении

порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям,

образуют состав административного правонарушения, предусмотренного

частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Кроме того, удовлетворяя требование общества, суды не учли

следующего.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации

от 01.07.2011 № 529 «О мерах по реализации Указа Президента

Российской Федерации от 01 июля 2011 г. № 880 «Об отмене

согласованных видов контроля на государственной границе Российской

Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан» (далее –

постановление № 529) Федеральная таможенная служба с 01.07.2011 не

осуществляет таможенный контроль на государственной границе

Российской Федерации с Республикой Казахстан.

Упомянутым постановлением Правительства Российской Федерации

также дано указание иным федеральным органам исполнительной власти

с 01.07.2011 не осуществлять на государственной границе Российской

Федерации с Республикой Казахстан транспортный, ветеринарный,

карантинный фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль.

О неосуществлении валютного контроля в этом нормативном акте не

говорится.

Для целей валютного контроля в рамках Таможенного союза в

качестве подтверждающих документов используются транспортные

(перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, а

также статистическая форма учета перемещения товаров, установленная

Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации

с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС,

утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации

от 29.01.2011 № 40, и иные документы, содержащие сведения о вывозе

товара с территории Российской Федерации.

В данном случае в качестве документов, подтверждающих вывоз

товара с территории Российской Федерации, обществом были оформлены

счет-фактура и товарная накладная.

Таким образом, вывод судов об отсутствии у общества обязанности

по представлению в установленный срок форм учета и отчетности по

валютным операциям при вывозе товара в Республику Казахстан с связи с

отменой с 01.07.2011 таможенного контроля на границе Российской

Федерации и Республики Казахстан не соответствует действующему

законодательству.

Кроме того, судами не учтено, что транспортные документы

оформлены обществом 02.02.2011, справка о подтверждающих документах

представлена обществом с нарушением срока 30.03.2011, то есть в то

время, когда действовал как таможенный, так и валютный контроль.

Довод судов о невозможности установления даты фактического

пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, а

соответственно определения момента возникновения у общества

обязанности по представлению в уполномоченный банк документов,

значения не имеет, поскольку срок представления указанных документов

исчисляется со дня окончания месяца, в котором были оформлены

подтверждающие документы, в данном случае – это февраль 2011 года.

При названных обстоятельствах оснований для удовлетворения

требования общества не имелось, поэтому оспариваемые судебные акты

подлежат отмене согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие

закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами

норм права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.01.2012 по

делу № А47-9147/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного

апелляционного суда от 28.03.2012 по тому же делу отменить.

В удовлетворении заявления общества с ограниченной

ответственностью «МегаПласт групп» о признании незаконным и отмене

постановления Территориального управления Федеральной службы

финансово-бюджетного надзора в Оренбургской области от 23.09.2011

№ 2/261 о привлечении общества к административной ответственности,

предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об

административных правонарушениях, отказать.

Председательствующий А.А. Иванов

адвокат регистрация сми лицензии связи