Законом, смягчающим административную ответственность установлен минимальный размер штрафа


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 2522/12 от 24 июля 2012 года, в котором рассматривался спор между закрытым акционерным обществом и Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась правомерности привлечения организации к административной ответственности за нарушение срока предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям и о применении закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС закрытого акционерного общества о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления управления, о привлечении общества к административной ответственности.

Фабула дела: Между обществом и компанией-нерезидентом заключен внешнеторговый контракт на поставку товаров, в связи с чем, общество в закрытом акционерном обществе, оформило паспорт сделки. В ходе проверки установлено, что обществом нарушен срок предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям. По данному факту, общество признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности в виде штрафа. Между тем, общество не согласилось с данным постановлением управления и обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных обществом требований, указав на доказанность наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствие оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным. В суде кассационной инстанции настоящий спор не рассматривался.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального и процессуального права. Президиум ВАС отменил оспариваемые судебные акты, однако при этом, принял новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества, мотивируя свое постановление следующим. В настоящем деле, суды не учли в статью КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение валютного законодательства РФ, внесены изменения в части меры ответственности за совершенное обществом правонарушение. Внесенные изменения смягчают административную ответственность за указанное правонарушение. В соответствии с названными изменениями, нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

При таких обстоятельствах, Президиум ВАС полагает, что постановление управления о назначении обществу наказания в виде наложения штрафа в минимальном размере, следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с общества штрафа в размере 35 000 рублей, поскольку в соответствии с изменениями в законодательстве, новый минимальный размер штрафа составляет 5000 рублей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 2522/12
Москва 24 июля 2012 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего – заместителя Председателя Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации Слесарева В.Л.;
членов Президиума: Абсалямова А.В., Амосова С.М.,
Андреевой Т.К., Бациева В.В., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В.,
Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г.,
Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление закрытого акционерного общества
«ПромРесурс» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного
суда города Москвы от 28.10.2011 по делу № А40-99688/11-148-888 и
постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2011
по тому же делу.
В заседании приняли участие представители заявителя – закрытого
акционерного общества «ПромРесурс» - Аёшин А.А., Бабенко Р.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., а также объяснения
представителя участвующего в деле лица, Президиум установил
следующее.
Закрытое акционерное общество «ПромРесурс» (далее – общество
«ПромРесурс», общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы
с заявлением о признании незаконным и отмене постановления
Территориального управления Федеральной службы финансово-
бюджетного надзора в городе Москве (далее – управление) от 15.03.2011
№ 452-11/1136М (далее – постановление управления) о привлечении
общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 в
удовлетворении требования отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда
от 26.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора
общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в
толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению
общества, нарушение его прав и законных интересов состоит в том, что
суды не применили закон, улучшающий положение лица, совершившего
административное правонарушение.
В отзыве на заявление управление просит оставить названные
судебные акты без изменения как соответствующие действующему
законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве
на него и выступлении присутствующего в заседании представителя
участвующего в деле лица, Президиум считает, что оспариваемые
судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об
отказе в удовлетворении требования общества по следующим основаниям.
Между обществом «ПромРесурс» и компанией-нерезидентом
«ASSET MANAGEMENT (AM) INVESTMENT LTD» (Соединенное
Королевство) заключен внешнеторговый контракт от 22.07.2009
№ 01/0722-АМ на поставку товаров, в связи с чем общество в закрытом
акционерном обществе «Новый Промышленный Банк» оформило паспорт
сделки № 09080002/0930/0000/2/0.
В соответствии с условиями контракта общество «ПромРесурс»
ввезло товар по ГТД № 10225050/010610/0001511 (далее – таможенная
декларация). Согласно отметке таможенного органа, поставленной в
указанной таможенной декларации, выпуск товара на таможенную
территорию Российской Федерации осуществлен 01.06.2010.
В ходе проверки установлено, что обществом нарушен срок
предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям,
поскольку справка о подтверждающих документах по названному
паспорту сделки, оформленная в связи с ввозом товара по таможенной
декларации, представлена в уполномоченный банк 17.06.2010, хотя должна
быть представлена не позднее 16.06.2010.
По данному факту должностным лицом Московской таможни
28.02.2011 составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением управления общество «ПромРесурс» признано
виновным в совершении административного правонарушения и
привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере
40 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и
отмене постановления управления, суд первой инстанции сослался на
доказанность наличия в действиях общества «ПромРесурс» состава
вмененного ему административного правонарушения и отсутствие
оснований для признания данного административного правонарушения
малозначительным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой
инстанции без изменения.
Однако судами первой и апелляционной инстанций не учтено
следующее.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003
№ 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее –
Закон о валютном регулировании, Закон) резиденты и нерезиденты,
осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны
представлять органам и агентам валютного контроля документы и
информацию, которые предусмотрены статьей 23 Закона, а также вести в
установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими
валютным операциям.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о валютном регулировании в
целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в
пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от
резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с
проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Порядок представления резидентом подтверждающих документов и
информации в уполномоченные банки установлен положением
Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 № 258-П
«О порядке представления резидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации, связанных с проведением
валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и
осуществления уполномоченными банками контроля за проведением
валютных операций», в соответствии с пунктом 2.4 которого резидент
представляет в банк подтверждающие документы и два экземпляра
справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15
календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска
(условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам
таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной
декларации.
Поскольку общество «ПромРесурс», обязанное представить в
уполномоченный банк справку о подтверждающих документах не позднее
16.06.2010, направило документы 17.06.2010, суд первой инстанции
пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного
правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ
(в редакции Федерального закона от 23.07.2010 № 174-ФЗ «О внесении
изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях»), и законности назначенного
управлением обществу штрафа в размере 40 000 рублей.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон,
смягчающий или отменяющий административную ответственность за
административное правонарушение либо иным образом улучшающий
положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет
обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило
административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в
отношении которого постановление о назначении административного
наказания не исполнено.
Вступивший 28.11.2011 в законную силу Федеральный закон
от 16.11.2011 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее —
Федеральный закон № 311-ФЗ) изменил меру ответственности за
вменяемое обществу правонарушение.
Согласно пункту 2 Федерального закона № 311-ФЗ
статья 15.25 КоАП РФ дополнена частью 6.1, в соответствии с которой
нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности
по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при
осуществлении валютных операций не более чем на десять дней влечет
предупреждение или наложение административного штрафа на
юридических лиц – от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Таким образом, внесенные Федеральным законом № 311-ФЗ
изменения в статью 15.25 КоАП РФ смягчают административную
ответственность за вменяемое обществу «ПромРесурс» правонарушение.
Исходя из положений пункта 1 постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 37
«О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за
совершение публично-правового правонарушения» в целях реализации
положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации,
согласно которым, если после совершения правонарушения
ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый
закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к
тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за
совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо
в части.
В соответствии с пунктом 2 того же постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в случае непринятия
привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о
неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по
заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление)
о привлечении к ответственности, и судам необходимо исходить из того,
что если в названных целях данным лицом предъявлено требование о
признании решения (постановления) о привлечении к ответственности
недействительным, факт устранения такой ответственности после
принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не
для признания его недействительным, а для указания в резолютивной
части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит
исполнению.
Таким образом, постановление управления о назначении обществу
«ПромРесурс» административного наказания в виде наложения штрафа в
минимальном размере в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ
следует признать не подлежащим исполнению в части взыскания с
общества штрафа в размере 35 000 рублей, поскольку закон, который
смягчил административную ответственность за вменяемое обществу
правонарушение, установил минимальный размер штрафа в размере
5 000 рублей.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты
согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в
толковании и применении арбитражными судами норм права подлежат
отмене.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по
делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на
основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в
настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на
основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.10.2011 по делу
№ А40-99688/11-148-888 и постановление Девятого арбитражного
апелляционного суда от 26.12.2011 по тому же делу отменить.
Отказать закрытому акционерному обществу «ПромРесурс» в
удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене
постановления Территориального управления Федеральной службы
финансово-бюджетного надзора в городе Москве от 15.03.2011
№ 452-11/1136М.
Признать указанное постановление управления в части наложения на
общество «ПромРесурс» административного взыскания в виде штрафа в
размере 35 000 рублей не подлежащим исполнению.
Председательствующий В.Л. Слесарев
адвокат регистрация сми лицензии связи