Приостановка операций по расходованию денежных средств не является основанием для задержки в уплате страховых взносов


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 7/12 от 19 июня 2012 года, в котором рассматривался спор между Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ в Иркутском районе Иркутской области и государственным научным учреждением. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась уплаты пеней за просрочку погашения задолженности по страховым взносам, в ситуации, когда у плательщика страховых взносов отсутствовала возможность их погашения в связи с приостановлением операций по счетам. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС фонда о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с института пеней за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

 

Фабула дела: Фонд, при проведении проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, представленного институтом, установил неполную уплату страховых взносов, в связи с чем, институту начислены пени. Между тем, институтом в добровольном порядке не было выполнено требование об уплате выявленной недоимки по страховым взносам, что послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.

 

Арбитражные суды трех инстанций частично удовлетворили заявленные фондом требования, отказав в удовлетворении требований о взыскании пеней. При этом, суды обосновали свою позицию тем, что операции по расходованию денежных средств с лицевого счета института были приостановлены Управлением Федерального казначейства, в связи с неисполнением требований исполнительных документов. В связи с чем, суды пришли к выводу, что у института отсутствовала реальная возможность самостоятельно и своевременно погасить задолженность по уплате страховых взносов, следовательно, начисление институту пеней за весь период действия приостановления, необоснованно.

 

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального и процессуального права. Президиум ВАС не согласился с выводами судов нижестоящих инстанций и удовлетворил заявление фонда, мотивируя свое постановление следующим. Если страховые взносы уплачены не вовремя из-за того, что счет плательщика заблокирован (или имущество арестовано), пени не начисляются. Но только при условии, что приостановление операций (арест имущества) проведено по решению суда. В соответствии с действующим законодательством, факт приостановления органом казначейства операций по расходованию денежных средств института не является обстоятельством, которое исключает возможность начисления пеней за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, так как в материалах настоящего дела не имеется документов, подтверждающих факт приостановления указанных операций по решению суда.

 

С учетом изложенного, можно сделать вывод о том, что в настоящем деле у судов отсутствовали основания  для применения положений части 4 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ. При таких обстоятельствах, Президиум ВАС полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, как не соответствующие действующему законодательству.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 7/12

Москва 19 июня 2012 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Абсалямова А.В., Андреевой Т.К.,

Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А., Маковской А.А.,

Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Петровой С.М., Сарбаша С.В.,

Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление государственного учреждения – Управления

Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе

Иркутской области о пересмотре в порядке надзора решения

Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по

делу № А19-6139/2011, постановления Четвертого арбитражного

апелляционного суда от 25.07.2011 и постановления Федерального

арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же

делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., Президиум

установил следующее.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда

Российской Федерации в Иркутском районе Иркутской области (далее –

фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о

взыскании с государственного научного учреждения «Иркутский научно-

исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии

сельскохозяйственных наук» (далее – институт) недоимки по страховым

взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пеней в

общей сумме 601 665 рублей 74 копейки.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011

заявленные требования удовлетворены частично: с института взыскана

недоимка по страховым взносам, в удовлетворении требования о

взыскании пеней отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда

от 25.07.2011 решение от 11.05.2011 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановлением от 28.09.2011 решение суда первой инстанции и

постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов

фонд просит их отменить в части отказа в удовлетворении требования о

взыскании с института пеней за несвоевременную уплату страховых

взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, ссылаясь

на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными

судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении

требования в указанной части.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,

Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по

следующим основаниям.

В ходе проведения проверки расчета по начисленным и уплаченным

страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское

страхование за первое полугодие 2010 года, представленного институтом,

фонд установил неуплату (неполную уплату) 505 369 рублей страховых

взносов на обязательное пенсионное страхование и 78 332 рублей

страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В связи с неисполнением обязанности по уплате указанных

страховых взносов институту начислены пени за период с 18.05.2010

по 13.10.2010.

Поскольку требование от 13.10.2010 № 04800140040718 об уплате

выявленной недоимки по страховым взносам и начисленных пеней в срок,

установленный для добровольной уплаты упомянутых сумм, институтом

не было выполнено, фонд обратился в арбитражный суд с настоящими

требованиями.

Суды установили, что в период с 12.04.2010 по 14.04.2011 операции

по расходованию денежных средств с лицевого счета института были

приостановлены Управлением Федерального казначейства по Иркутской

области в связи с неисполнением требований исполнительных документов.

Исходя из положений пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса

Российской Федерации, согласно которому органу Федерального

казначейства предоставлено право приостанавливать осуществление

операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника в

случае неисполнения им требований, содержащихся в исполнительном

документе, в течение трех месяцев со дня поступления названного

документа в орган Федерального казначейства, суды пришли к выводу об

отсутствии у института реальной возможности самостоятельно и

своевременно погасить задолженность по уплате страховых взносов и

признали необоснованным начисление институту пеней за весь период

действия приостановления.

Однако суды не учли следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд

Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской

Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» (далее –

Федеральный закон № 212-ФЗ) не начисляются пени на сумму недоимки,

которую плательщик страховых взносов не мог погасить в силу того, что

по решению суда были приостановлены операции плательщика страховых

взносов в банке или наложен арест на имущество плательщика страховых

взносов. В этом случае пени не начисляются за весь период действия

указанных обстоятельств.

Данной правовой нормой только решение суда о приостановлении

операций в банке или наложение ареста на имущество судом позволяет

освободить плательщика страховых взносов от начисления пеней за

несвоевременную уплату страховых взносов. Этот перечень является

исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В материалах дела имеется письмо Управления Федерального

казначейства по Иркутской области от 25.04.2011, содержащее сведения о

приостановлении и возобновлении операций по расходованию денежных

средств с лицевого счета института за период

с 01.04.2010 по 14.04.2011.

Упомянутые операции приостановлены в соответствии с пунктом 8

статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации вследствие

неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном

документе, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного

документа в орган Федерального казначейства, а также в соответствии с

пунктом 3 данной статьи ввиду непредставления должником в орган

Федерального казначейства информации об источнике образования

задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской

Федерации, по которым должны быть произведены расходы по

исполнительному документу.

Иных оснований для приостановления операций по расходованию

денежных средств с лицевого счета института в материалах дела не

содержится.

Из буквального толкования части 4 статьи 25 Федерального закона

№ 212-ФЗ следует, что факт приостановления органом Федерального

казначейства операций по расходованию денежных средств института не

является обстоятельством, исключающим возможность начисления пеней

за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, поскольку в

материалах дела нет документов, подтверждающих факт приостановления

указанных операций по решению суда, основания для применения

положений части 4 названной статьи у судов отсутствовали.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают

единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм

права, поэтому согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по

делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на

основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в

настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на

основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2011 по

делу № А19-6139/2011, постановление Четвертого арбитражного

апелляционного суда от 25.07.2011 и постановление Федерального

арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.09.2011 по тому же

делу в части отказа в удовлетворении требования государственного

учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в

Иркутском районе Иркутской области о взыскании с государственного

научного учреждения «Иркутский научно-исследовательский институт

сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук»

17 964 рублей 74 копеек пеней, начисленных за несвоевременную уплату

страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское

страхование за период с 18.05.2010 по 13.10.2010, отменить.

Требование государственного учреждения – Управления

Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутском районе

Иркутской области в указанной части удовлетворить.

Взыскать с государственного научного учреждения «Иркутский

научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской

академии сельскохозяйственных наук» 17 964 рубля 74 копейки пеней,

начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на

обязательное пенсионное и медицинское страхование за период

с 18.05.2010 по 13.10.2010.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий А.А. Иванов

адвокат регистрация сми лицензии связи