При внесении изменений в лесохозяйственные регламенты анализируются материалы специальных обследований


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 13705/11 от 20 марта 2012 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и Управлением лесами Алтайского края. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась признания лесохозяйственного регламента лесничества нормативным актом. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС управления лесами Алтайского края о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, об удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в невнесении изменений в Лесохозяйственный регламент.

Фабула дела: Между обществом и управлением заключены договоры аренды лесных участков для заготовки древесины, сроком на 49 лет. При этом общество представило материалы нового лесоустройства арендуемых лесных участков в управление и в связи с этим просило внести изменения в лесохозяйственный регламент лесничества. Однако управление не внесло соответствующих изменений в указанный лесохозяйственный регламент, в связи с чем, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Арбитражные суды трех инстанций удовлетворили заявленные требования общества, признав незаконным бездействие управления по невнесению изменений в лесохозяйственный регламент лесничества, и обязали провести корректировку.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум в целях выработки единообразного подхода при применении арбитражными судами норм материального и процессуального права. Президиум ВАС не согласился с правовой позицией судов нижестоящих инстанций и отменил обжалуемые судебные акты, мотивируя свое постановление следующим. Управление, рассмотрев материалы лесоустройства и специальных изысканий, представленные обществом, сообщило ему о выявленных несоответствиях и необходимости доработки. В связи с этим изменения в лесохозяйственный регламент лесничества управлением внесены не были.

Суды рассмотрели заявление общества о признании незаконным бездействия управления по правилам главы 24 АПК РФ, не исследовав при этом вопрос о том, обладает ли указанный лесохозяйственный регламент признаками нормативного правового акта или носит ненормативный характер. При этом суд, признав бездействие управления незаконным, с целью устранения нарушений прав общества принудительно внес изменения в регламент лесничества в соответствии с представленными обществом материалами нового лесоустройства. Между тем суды не обосновали право суда по внесению изменений в акт органа государственной власти.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что от выводов по этим вопросам зависит надлежащая процедура рассмотрения спора судом, а также вывод о надлежащих способах защиты субъективных гражданских прав общества как стороны по договорам аренды участков лесного фонда. При названных обстоятельствах, Президиум ВАС полагает, что имеются основания для передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для исследования всех вопросов, необходимых для принятия верного решения.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 13705/11
Москва 20 марта 2012 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В.,
Витрянского В.В., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П.,
Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Поповой Г.Г.,
Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление Управления лесами Алтайского края о
пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского
края от 28.09.2010 по делу № А03-4866/2010, постановления Седьмого
арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 и постановления
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 04.08.2011 по тому же делу.
В заседании принял участие представитель заявителя – Управления
лесами Алтайского края – Суханова Л.В.
Заслушав и обсудив доклад судьи Поповой Г.Г., а также объяснения
представителя участвующего в деле лица, Президиум установил
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управление
производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж»
(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с
заявлением о признании незаконным бездействия Управления лесами
Алтайского края (далее – управление), выразившегося в невнесении
изменений в Лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества
Алтайского края на основании материалов нового лесоустройства,
проведенного в 2007 – 2008 годах филиалом федерального
государственного унитарного предприятия «Рослесинфорг»
«Запсиблеспроект» (далее – предприятие) на лесных участках, арендуемых
обществом на территории Боровлянского лесничества, а также обязании
управления внести в соответствии с материалами нового лесоустройства в
названный лесохозяйственный регламент изменения, в том числе в
таблицы: 1.1.4 «Распределение территории по категориям земель»,
2.1.3.1 «Расчетная лесосека (ежегодный допустимый объем изъятия
древесины) по всем видам рубок», 2.1.3.2 «Возрасты рубок»,
2.16.3.1 «Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и
лесоразведению, площадь, га», 2.16.3.4 «Нормативы и параметры ухода за
лесами, не связанного с заготовкой древесины» (с учетом уточнения
требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 28.09.2010
заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 30.12.2010 решение от 28.09.2010 отменено в части обязания
управления внести изменения в лесохозяйственный регламент
Боровлянского лесничества. В отмененной части принят новый судебный
акт: суд обязал управление дать мотивированный ответ обществу на
обращение от 23.12.2009 в соответствии с Федеральным законом
от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации»; в остальной части решение суда первой
инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 12.04.2011 постановление от 30.12.2010 отменил в
части принятия нового судебного акта, в этой части дело направил на
новое рассмотрение в Седьмой арбитражный апелляционный суд; в
остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставил
без изменения.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 02.06.2011 решение от 28.09.2010 в части обязания управления внести
изменения в указанный лесохозяйственный регламент оставлено без
изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 04.08.2011 решение от 28.09.2010 и постановление
от 02.06.2011 оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре решения от 28.09.2010, постановлений
от 02.06.2011 и от 04.08.2011 в порядке надзора управление просит их
отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и
применении арбитражными судами норм материального и
процессуального права, и принять новый судебный акт.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и в
выступлении присутствующего в заседании представителя управления,
Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене,
дело – направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд первой
инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела,
общество и управление 22.12.2008 заключили договоры № 7/4 и
№ 7/5 аренды (далее – договоры аренды) лесных участков для заготовки
древесины площадью 31 500 и 120 177 гектаров соответственно,
расположенных в границах Боровлянского лесничества, сроком на 49 лет
с 29.12.2006 (с даты государственной регистрации договоров от 27.12.2006
№ 1/2006 и от 29.12.2006 № 2/2006 аренды участков лесного фонда
Российской Федерации, приводимых в соответствие с Лесным кодексом
Российской Федерации).
Пунктами 1.4 договоров аренды и приложениями № 4 к ним
установлены объемы заготовки древесины.
Управление приказом от 30.12.2008 № 158 утвердило
лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества.
Общество 27.06.2007 заключило договор с предприятием на
изготовление материалов нового лесоустройства 2007 – 2008 годов и
материалов пожарного обустройства арендуемых лесных участков. В
январе 2009 общество представило эти материалы, а также составленный
на их основе проект освоения лесов в управление и просило внести
изменения в названный лесохозяйственный регламент.
Поскольку управление не внесло соответствующих изменений в
указанный лесохозяйственный регламент, общество обратилось в
арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 198, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал
незаконным бездействие управления по невнесению изменений в
лесохозяйственный регламент Боровлянского лесничества и обязал его
внести изменения в данный регламент в соответствии с материалами
нового лесоустройства 2007 – 2008 годов.
Суд апелляционной инстанции в постановлении от 02.06.2011 и суд
кассационной инстанции в постановлении от 04.08.2011 поддержали
выводы суда первой инстанции.
При этом суды не учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской
Федерации (далее – Лесной кодекс, Кодекс) лесохозяйственный регламент
лесничества является основой осуществления, использования, охраны,
защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества.
Согласно части 2 статьи 87 Кодекса лесохозяйственные регламенты
лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных
частью 3 данной статьи.
В части 3 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что
лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных в границах
территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2
статьи 83 Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств,
расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо
охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные
регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в
муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых
расположены городские леса, утверждаются органами местного
самоуправления.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет
(часть 4 статьи 87 Кодекса).
Частью 5 статьи 87 Лесного кодекса установлено, что в
лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в
границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного
использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 Кодекса;
возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие
параметры их разрешенного использования; ограничение использования
лесов в соответствии со статьей 27 Кодекса; требования к охране, защите,
воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения
гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование,
охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка
(часть 6 статьи 87 Кодекса).
В соответствии с частью 7 статьи 87 Кодекса приказом
Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 19.04.2007
№ 106 (далее – приказ № 106) утвержден состав лесохозяйственных
регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок
внесения в них изменений.
Из пунктов 8 – 14 приказа № 106 следует, что лесохозяйственный
регламент разрабатывается на основании материалов лесоустройства
лесничества, материалов специальных изысканий и исследований,
документов территориального планирования. Органы государственной
власти и органы местного самоуправления организуют ознакомление
заинтересованных лиц с проектом лесохозяйственного регламента, в том
числе размещают его на своем официальном сайте в сети «Интернет» на
срок не менее 30 дней с момента разработки. По истечении указанного
срока с учетом поступивших предложений и замечаний заказчик в течение
30 дней организует доработку проекта лесохозяйственного регламента и
его утверждение. Для рассмотрения, оценки качества лесохозяйственного
регламента, анализа поступивших замечаний и предложений органы
государственной власти и органы местного самоуправления вправе
создавать комиссии, привлекать независимых экспертов.
Согласно пункту 15 приказа № 106 внесение изменений в
лесохозяйственные регламенты осуществляется в случаях изменения
структуры и состояния лесов, выявленного в процессе проведения
лесоустройства, специальных обследований; изменения действующих
нормативных правовых актов в области лесных отношений; иных случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В пункте 16 приказа № 106 установлено, что при внесении
изменений в лесохозяйственные регламенты анализируются материалы
специальных обследований, лесоустройства, рассчитываются новые
нормативы, параметры и сроки разрешенного использования лесов и
требования по охране, защите и воспроизводству лесов. Внесение
изменений в лесохозяйственные регламенты осуществляется в порядке,
установленном пунктами 8 – 14 данного приказа.
Управление, рассмотрев материалы лесоустройства и специальных
изысканий, представленные обществом, письмами от 17.07.2009 и
от 12.08.2009 сообщило ему о выявленных несоответствиях между этими
материалами и фактическими данными, в частности по разделам «Прочие
рубки», «Создание лесной инфраструктуры», «Мероприятия по
лесовосстановлению», «Противопожарные мероприятия», и указало, что в
связи с этим изменения в лесохозяйственный регламент Боровлянского
лесничества внесены не были.
Заявление общества о признании незаконным бездействия
управления и обязании его внести изменения в лесохозяйственный
регламент суды рассмотрели по правилам главы 24 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок
рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов,
решений и действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных
федеральным законом отдельными государственными или иными
публичными полномочиями, должностных лиц.
При этом суд первой инстанции, признав бездействие управления
незаконным, с целью устранения нарушений прав общества в порядке
пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, внес изменения в лесохозяйственный регламент
Боровлянского лесничества в соответствии с представленными обществом
материалами нового лесоустройства.
Между тем суды не исследовали вопрос о том, обладает ли
указанный лесохозяйственный регламент признаками нормативного
правового акта или носит ненормативный характер, и не обосновали право
суда по внесению изменений в акт органа государственной власти
субъекта Российской Федерации.
Однако от выводов по этим вопросам зависит и надлежащая
процедура рассмотрения спора судом, а также вывод о надлежащих
способах защиты субъективных гражданских прав общества как стороны
по договорам аренды участков лесного фонда.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты
согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации подлежат отмене как нарушающие
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права.
Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой
инстанции.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по
делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на
основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в
настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на
основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 28.09.2010 по делу
№ А03-4866/2010, постановление Седьмого арбитражного апелляционного
суда от 02.06.2011 и постановление Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа от 04.08.2011 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Алтайского края.
Председательствующий А.А. Иванов
адвокат регистрация сми лицензии связи