Работодатели не обязаны предоставлять сведения в службу занятости о наличии вакантных мест, если таковых не имеется


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 4908/11 от 27 сентября 2011 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и государственным учреждением. Спор состоял в следующем. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственного учреждения по делу об административном правонарушении № 57 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.1.1 Закона "Об административных правонарушениях", в виде штрафа.

 

Решением Арбитражного суда оспариваемое постановление учреждения изменено в части размера взыскиваемого штрафа: штраф снижен. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с позицией суда первой инстанции и оставили решение без изменения. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит их отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования.

 

Установив, что общество не представило информацию о наличии вакантных рабочих мест, учреждение сделало вывод о нарушении им Положения о предоставлении работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест в органы государственной службы занятости населения, и в связи с этим вынесло упомянутое постановление о привлечении общества к административной ответственности. Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления учреждения, общество сослалось на отсутствие в своих действиях события административного правонарушения, полагая, что не обязано было предоставлять информацию о вакантных рабочих местах, поскольку таковых не имелось. Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС считает, что суды при принятии решений не учли следующее.

 

Согласно пункту 1.3 положения работодатели предоставляют в органы государственной службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест. Из пункта 2.1 положения следует, что информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) все работодатели предоставляют в органы государственной службы занятости по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца. Предоставление сведений о вакантных рабочих местах (должностях) по истечении названного срока приравнивается к непредставлению информации. В положении отсутствует указание, обязывающее работодателей подавать упомянутые сведения при отсутствии вакантных рабочих мест. Довод общества об отсутствии у него вакантных рабочих мест учреждением не оспаривается.

 

С учетом этого привлечение общества к административной ответственности за непредставление информации о наличии вакантных рабочих мест по статье 4.1.1 Закона № 608-КЗ "Об административных правонарушениях" является необоснованным. При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 4908/11

Москва 27 сентября 2011 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В.,

Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Козловой О.А.,

Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л.,

Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью

"Фирма "ИНК" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного

суда Краснодарского края от 10.03.2010 по делу

№ А32-4645/2010-51/157-76АЖ и постановления Федерального

арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2010 по тому же

делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Юхнея М.Ф., Президиум

установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ИНК" (далее –

общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с

заявлением о признании незаконным и отмене постановления

государственного учреждения Краснодарского края "Центр занятости

населения Тихорецкого района" (далее – учреждение) от 10.12.2009 по

делу об административном правонарушении № 57 о привлечении общества

к административной ответственности, предусмотренной статьей 4.1.1

Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ "Об

административных правонарушениях", в виде 5 000 рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2010

оспариваемое постановление учреждения изменено в части размера

взыскиваемого штрафа: штраф снижен до 3 000 рублей. В удовлетворении

остальной части требований обществу отказано.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

от 13.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановлением от 27.12.2010 решение суда первой инстанции и

постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции и постановления

суда кассационной инстанции в порядке надзора общество просит их

отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и

принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования.

В отзыве на заявление учреждение просит оставить указанные

судебные акты без изменения как соответствующие действующему

законодательству.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении и

отзыве на него, Президиум считает, что решение суда первой инстанции,

постановление суда апелляционной инстанции и постановление суда

кассационной инстанции подлежат отмене по следующим основаниям.

Установив, что общество до 28.11.2009 не представило информацию

о наличии вакантных рабочих мест (должностях) за ноябрь 2009 года,

учреждение сделало вывод о нарушении им Положения о предоставлении

работодателями информации о наличии вакантных рабочих мест

(должностей) в органы государственной службы занятости населения

Краснодарского края, утвержденного постановлением главы

администрации Краснодарского края от 18.03.2004 № 258 (далее –

положение), и в связи с этим 10.12.2009 вынесло упомянутое

постановление о привлечении общества к административной

ответственности.

Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании

незаконным и отмене постановления учреждения, общество сослалось на

отсутствие в своих действиях события административного

правонарушения, полагая, что не обязано было предоставлять

информацию о вакантных рабочих местах (должностях), поскольку

таковых не имелось.

Суды трех инстанций сочли обоснованным привлечение общества к

административной ответственности исходя из того, что работодатели

обязаны представлять сведения о вакантных рабочих местах в органы

государственной службы занятости независимо от их наличия или

отсутствия.

Между тем суды не учли следующего.

Статьей 4.1.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ

"Об административных правонарушениях" предусмотрена

административная ответственность за непредставление или

несвоевременное предоставление в орган государственной службы

занятости населения Краснодарского края информации в соответствии с

постановлением главы администрации Краснодарского края от 18.03.2004

№ 258, необходимой для осуществления этим органом его законной

деятельности, а равно предоставление в орган государственной службы

занятости населения Краснодарского края такой информации в неполном

объеме или в искаженном виде.

Согласно пункту 1.3 положения работодатели предоставляют в

органы государственной службы занятости информацию о наличии

вакантных рабочих мест (должностей).

Из пункта 2.1 положения следует, что информацию о наличии

вакантных рабочих мест (должностей) все работодатели предоставляют в

органы государственной службы занятости по мере необходимости, но не

реже одного раза в месяц не позднее 28-го числа текущего месяца.

Предоставление сведений о вакантных рабочих местах (должностях) по

истечении названного срока приравнивается к непредставлению

информации.

В положении отсутствует указание, обязывающее работодателей

подавать упомянутые сведения при отсутствии вакантных рабочих мест

(должностей). Довод общества об отсутствии у него вакантных рабочих

мест (должностей) в ноябре 2009 года учреждением не оспаривается.

С учетом этого привлечение общества к административной

ответственности за непредставление информации о наличии вакантных

рабочих мест (должностей) по статье 4.1.1 Закона Краснодарского края

от 23.07.2003 № 608-КЗ "Об административных правонарушениях"

является необоснованным.

При таких обстоятельствах судебные акты в силу пункта 1 части 1

статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

подлежат отмене как нарушающие единообразие в толковании и

применении арбитражными судами норм права.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по

делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на

основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в

настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на

основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.03.2010 по

делу № А32-4645/2010-51/157-76АЖ, постановление Пятнадцатого

арбитражного апелляционного суда от 13.08.2010 и постановление

Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.12.2010

по тому же делу отменить.

Требование общества с ограниченной ответственностью "Фирма

"ИНК" удовлетворить.

Постановление государственного учреждения Краснодарского края

"Центр занятости населения Тихорецкого района" от 10.12.2009 по делу об

административном правонарушении № 57 признать незаконным и

отменить.

Председательствующий А.А. Иванов

адвокат регистрация сми лицензии связи