Государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 6497/10 от 6 декабря 2011 года, в котором рассматривался спор между предприятием и Министерством финансов. Спор состоял в следующем. Муниципальное унитарное предприятие обратилось в Арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, о взыскании суммы расходов, связанных с предоставлением льгот при перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом. Решением Арбитражного суда исковое требование удовлетворено. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения. Суд кассационной инстанции, названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд.

 

Решением Арбитражного суда в удовлетворении иска отказано. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с позицией суда первой инстанции и оставили принятое решение без изменения. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприятие просит их отменить, и удовлетворить его требование. Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС считает, что при новом рассмотрении дела суды не учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников.

 

Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан. Однако переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по перевозке общественным транспортом пассажиров, включенных в федеральный регистр, оказалось недостаточно. Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер.

 

Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

 

Расходы, возникшие в связи с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному регистру, подлежат взысканию с Российской Федерации за счет ее казны на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так как согласно установленным для предприятия тарифам на перевозку компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов. Однако требование предприятия о взыскании расходов от перевозки льготной категории граждан, относящихся к региональному регистру, не подлежит удовлетворению, поскольку не представлены доказательства и расчет расходов, связанных с перевозкой этой категории граждан. При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 6497/10

Москва 6 декабря 2011 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В.,

Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А.,

Маковской А.А., Пановой И.В., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. –

рассмотрел заявление муниципального унитарного предприятия

«Осташковское автотранспортное предприятие» о пересмотре в порядке

надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 по делу

№ А40-27157/09-65-314, постановления Девятого арбитражного

апелляционного суда от 27.12.2010 и постановления Федерального

арбитражного суда Московского округа от 18.04.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – муниципального унитарного предприятия

«Осташковское автотранспортное предприятие» (истца) – Чарковский Р.В.;

от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) –

Королева Е.С., Малахов А.А.;

от Департамента социальной защиты населения Тверской области

(ответчика) – Бобченок С.Г.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также

объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум

установил следующее.

Муниципальное унитарное предприятие «Осташковское

автотранспортное предприятие» (далее – предприятие) обратилось в

Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице

Министерства финансов Российской Федерации о взыскании (с учетом

уточнения иска) 6 353 170 рублей 31 копейки расходов, связанных с

предоставлением в 2007 году льгот при перевозке отдельных категорий

граждан общественным транспортом.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2009 исковое

требование удовлетворено.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда

от 29.10.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением

от 22.03.2010 названные судебные акты отменил, дело направил на новое

рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. По мнению суда

кассационной инстанции, суды первой и апелляционной инстанций не

учли, что порядок возмещения транспортным организациям

компенсационных расходов, связанных с перевозкой отдельных категорий

граждан, устанавливается нормативными актами субъектов Российской

Федерации; не выяснили, вправе ли предприятие требовать от Российской

Федерации возмещения ему расходов в большем, чем установлено в

нормативном акте субъекта Российской Федерации, размере; соответствует

ли представленный истцом расчет понесенных расходов показателям и

порядку возмещения, установленным данным нормативным актом.

При новом рассмотрении дела определением от 29.07.2010 к участию

в деле в качестве второго ответчика привлечена Тверская область в лице

Департамента социальной защиты населения Тверской области.

До принятия решения по делу предприятие в порядке,

предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, изменило размер искового требования и просило

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов

Российской Федерации за счет казны Российской Федерации

6 353 170 рублей 31 копейку и с Тверской области в лице Департамента

социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской

области 7 988 633 рубля 62 копейки.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 в

удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда

от 27.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением

от 18.04.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы тем, что предприятию в

полном объеме выделены областным и федеральным бюджетами

денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением

мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по

территории Тверской области исходя из расчета, определенногов

соответствии с Положением о порядке приобретения единого социального

проездного билета для проезда в наземном городском и пригородном

пассажирском транспорте общего пользования (кроме железнодорожного

и такси) и компенсации расходов транспортным предприятиям по

обеспечению равных условий предоставления транспортных услуг для

отдельных категорий граждан, утвержденным постановлением

администрации Тверской области от 16.02.2005 № 32-па «О введении на

территории Тверской области единого социального проездного билета».

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре судебных актов от 04.10.2010, от 27.12.2010 и

от 18.04.2011 в порядке надзора предприятие просит их отменить,

ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении

арбитражными судами норм права, и удовлетворить его требование.

В отзывах на заявление Министерство финансов Российской

Федерации и Департамент социальной защиты населения Тверской

области просят оставить названные судебные акты без изменения как

соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве

на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей

участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные

акты подлежат отмене по следующим основаниям.

При новом рассмотрении дела суды не учли правовую позицию

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в

постановлениях Президиума от 23.04.2007 № 1476/07, от 05.02.2008

№ 16069/07, от 05.02.2008 № 12479/07, от 23.06.2009 № 2992/09,

от 25.01.2011 № 9621/10, от 26.04.2011 № 17828/10, от 25.07.2011

№ 5481/11, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой

льготной категории граждан, относящихся к федеральному и

региональному регистрам льготников.

Предприятие является коммерческой организацией,

осуществляющей деятельность по перевозке населения общественным

транспортом на платной основе. В 2007 году оно осуществляло перевозку

граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к

ведению Российской Федерации и Тверской области, на основании единых

социальных проездных билетов.

В случаях, когда согласно закону или иным правовым актам

установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку

грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы

возмещаются транспортной организации за счет средств

соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса

Российской Федерации).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении

изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании

утратившими силу некоторых законодательных актов Российской

Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и

«Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004

№ 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным

категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам

Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот

в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные

правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное

повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с

учетом специфики их правового, имущественного положения, а также

других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004

№ 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки

ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными

обязательствами Российской Федерации, за исключением мер,

относящихся к полномочиям государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Исходя из статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006

№ 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» (далее – Федеральный

закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ) и приложения № 21 к нему, Российская

Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации

субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности

услуг общественного транспорта на территории соответствующего

субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан,

оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению

Российской Федерации.

Тверской области выделено 38 329 600 рублей субвенций.

Однако переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта

Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по

перевозке общественным транспортом пассажиров, включенных в

федеральный регистр, оказалось недостаточно.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет

Российскую Федерацию как социальное государство, в котором

обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых

граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное

государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на

себя публично-правовых обязательств.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего

пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей

компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на

себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении

социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом

от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона

от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»,

законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации,

связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо

от места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена

обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного

транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию

названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных

средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает

доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников,

произведена предприятием в интересах Российской Федерации как

публично-правового образования, поскольку осуществление мер

социальной поддержки федеральных льготников является полномочием

Российской Федерации, финансированиеданного вида расходов

производится из федерального бюджета и относится к расходным

обязательствам Российской Федерации в соответствии с Федеральным

законом от 19.12.2006 № 238-ФЗ.

Расходы в сумме 6 353 170 рублей 31 копейки, возникшие в связи с

перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному

регистру, подлежат взысканию с Российской Федерации за счет ее казны

на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской

Федерации, так как согласно установленным для предприятия тарифам на

перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных

билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

Расходы предприятия по перевозке граждан, отнесенных к

региональному регистру, возмещаются за счет средств субъекта

Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено

финансирование льгот.

Однако требование предприятия о взыскании расходов от перевозки

льготной категории граждан, относящихся к региональному регистру, не

подлежит удовлетворению, поскольку не представлены доказательства и

расчет расходов, связанных с перевозкой этой категории граждан.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты

нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными

судами норм права и в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по

делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на

основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в

настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на

основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального

кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 по делу

№ А40-27157/09-65-314, постановление Девятого арбитражного

апелляционногосуда от 27.12.2010 и постановление Федерального

арбитражного суда Московского округа от 18.04.2011 по тому же делу

отменить.

Взыскать с Российской Федерации за счет казны в пользу

муниципального унитарного предприятия «Осташковское

автотранспортное предприятие» 6 353 170 рублей 31 копейку.

В части требования предприятия о взыскании расходов за счет казны

Тверской области отказать.

Председательствующий А.А. Иванов

адвокат регистрация сми лицензии связи