Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена обществом в интересах Российской Федерации


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 7116/10 от 6 декабря 2011 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и Министерством финансов. Спор состоял в следующем. Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации суммы расходов, возникших в результате обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации.

 

Решением Арбитражного суда исковое требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца взыскана часть суммы расходов; в остальной части иска отказано. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения. Суд кассационной инстанции названные судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд. По мнению суда кассационной инстанции, судами первой и апелляционной инстанций не исследованы и не получили оценки условия договоров, касающиеся порядка возмещения расходов за перевозку пассажиров из бюджета.

 

При новом рассмотрении дела общество в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уменьшило размер искового требования. Решением Арбитражного суда в удовлетворении иска отказано. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с позицией суда первой инстанции и оставили принятое решение без изменения. В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить. Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС считает, что при рассмотрении дела суды не учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой льготной категории граждан, относящихся к федеральному и региональному регистрам льготников.

 

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Согласно установленным для общества тарифам на перевозку компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

 

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию установленных федеральным законодательством льгот, предъявленные обществом расходы являются реальным ущербом, в связи с чем, исковое требование подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене.

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 7116/10

Москва 6 декабря 2011 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Бациева В.В., Витрянского В.В.,

Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А.,

Маковской А.А., Пановой И.В., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. –

рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью

«Тулапассажиртранс» о пересмотре в порядке надзора решения

Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2010 по делу

№ А40-36861/09-56-181, постановления Девятого арбитражного

апелляционного суда от 26.11.2010 и постановления Федерального

арбитражного суда Московского округа от 06.05.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – общества с ограниченной ответственностью

«Тулапассажиртранс» (истца) – Кемишев А.Н.;

от Министерства финансов Российской Федерации (ответчика) –

Королева Е.С., Малахов А.А.;

от Министерства финансов Тульской области (третье лицо) –

Гладышев А.Е.

Заслушав и обсудив доклад судьи Козловой О.А., а также

объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум

установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс»

(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской

Федерации о взыскании за счет средств казны Российской Федерации

37 927 975 рублей 31 копейки расходов, возникших в результате

обеспечения в 2007 году равной доступности услуг общественного

транспорта в городе Туле для отдельных категорий граждан, оказание мер

социальной поддержки которым относится к ведению Российской

Федерации.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего

самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена

Тульская область в лице Департамента финансов Тульской области

(в настоящее время – Министерство финансов Тульской области).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2009 исковое

требование удовлетворено частично: с Российской Федерации в лице

Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской

Федерации в пользу истца взыскано 18 761 600 рублей 40 копеек; в

остальной части иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда

от 23.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением

от 16.04.2010 названные судебные акты отменил, дело направил на новое

рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. По мнению суда

кассационной инстанции, судами первой и апелляционной инстанций не

исследованы и не получили оценки условия договоров, касающиеся

порядка возмещения расходов за перевозку пассажиров из бюджета

Тульской области с учетом субвенций, выделенных из федерального

бюджета, вытекающие из них права и обязанности сторон. Суды не дали

оценки порядку возмещения расходов, определенному нормативными

правовыми актами администрации Тульской области, за счет средств

федерального и местного бюджетов в фиксированной сумме за каждый

проданный льготный билет; условиям договоров, которые не предполагали

получения обществом возмещения в размере большем, чем это

установлено постановлением администрации Тульской области

от 18.01.2006 № 47; условиям заключенных агентских договоров.

При новом рассмотрении дела общество в порядке,

предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, уменьшило размер искового требования до

8 277 882 рублей 49 копеек.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2010 в

удовлетворении иска отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда

от 26.11.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением

от 06.05.2011 названные судебные акты оставил без изменения.

Указанные судебные акты мотивированы тем, что обществу в

полном объеме выделены областным и федеральным бюджетами

денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением

мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по

территории Тульской области, исходя из расчета, определенного в

соответствии с порядком финансирования из бюджета Тульской области

организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным

транспортом, утвержденным постановлениями администрации Тульской

области от 18.01.2006 № 47 и от 10.03.2007 № 114.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре судебных актов от 25.08.2010, от 26.11.2010 и

от 06.05.2011 в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на

нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными

судами норм права.

В отзывах на заявление Министерство финансов Российской

Федерации и Министерство финансов Тульской области просят оставить

названные судебные акты без изменения как соответствующие

действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,

отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании

представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что

оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

При рассмотрении дела суды не учли правовую позицию Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в

постановлениях Президиума от 23.04.2007 № 1476/07, от 05.02.2008

№ 16069/07, от 05.02.2008 № 12479/07, от 23.06.2009 № 2992/09,

от 25.01.2011 № 9621/10, от 26.04.2011 № 17828/10, от 25.07.2011

№ 5481/11, о порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой

льготной категории граждан, относящихся к федеральному и

региональному регистрам льготников.

Общество является коммерческим предприятием, осуществляющим

деятельность по перевозке населения транспортом общего пользования.

В 2007 году оно оказало льготные услуги городских пассажирских

перевозок транспортом общего пользования гражданам, включенным в

федеральный регистр льготников.

В случаях, когда согласно закону или иным правовым актам

установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку

грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы

возмещаются транспортной организации за счет средств

соответствующего бюджета (пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса

Российской Федерации).

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении

изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании

утратившими силу некоторых законодательных актов Российской

Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении

изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных

органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и

«Об общих принципах организации местного самоуправления в

Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22.08.2004

№ 122-ФЗ, Закон) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным

категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам

Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот

в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные

правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное

повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с

учетом специфики их правового, имущественного положения, а также

других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004

№ 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки

ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными

обязательствами Российской Федерации, за исключением мер,

относящихся к полномочиям государственной власти субъектов

Российской Федерации.

Исходя из статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006

№ 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» (далее – Федеральный

закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ) и приложения № 21 к нему, Российская

Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации

субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности

услуг общественного транспорта на территории соответствующего

субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан,

оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению

Российской Федерации.

Тульской области выделено 197 498 100 рублей субвенций.

Однако переданных из федерального бюджета в бюджет субъекта

Российской Федерации денежных средств на реализацию льгот по

перевозке транспортом общего пользования пассажиров, включенных в

федеральный регистр, оказалось недостаточно.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет

Российскую Федерацию как социальное государство, в котором

обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых

граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное

государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на

себя публично-правовых обязательств.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего

пользования для льготной категории граждан является гарантией, носящей

компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на

себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении

социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом

от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона

от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»,

законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации,

связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от

места жительства.

Государством на субъект Российской Федерации возложена

обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного

транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию

названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных

средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает

доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников,

произведена обществом в интересах Российской Федерации как публично-

правового образования, поскольку осуществление мер социальной

поддержки федеральных льготников является полномочием Российской

Федерации, финансирование данного вида расходов производится из

федерального бюджета и относится к расходным обязательствам

Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом

от 19.12.2006 № 238-ФЗ.

Согласно установленным для общества тарифам на перевозку

компенсация ему расходов исходя из цены указанных льготных билетов не

приводит к полному возмещению понесенных им расходов.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации

не обеспечили реализацию установленных федеральным

законодательством льгот, предъявленные обществом расходы являются

реальным ущербом, в связи с чем исковое требование в сумме

8 277 882 рублей 49 копеек подлежит удовлетворению за счет казны

Российской Федерации на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского

кодекса Российской Федерации.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты

нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными

судами норм права и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат

отмене.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов со

схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы

права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем

постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании

пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2010 по делу

№ А40-36861/09-56-181, постановление Девятого арбитражного

апелляционного суда от 26.11.2010 и постановление Федерального

арбитражного суда Московского округа от 06.05.2011 по тому же делу

отменить.

Взыскать с Российской Федерации за счет казны в пользу общества с

ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» 8 277 882 рубля

49 копеек.

Председательствующий А.А. Иванов

адвокат регистрация сми лицензии связи