Основания для принятия в счет средств на выплату пособия по беременности и родам отсутствуют


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 6691/11 от 20 октября 2011 года, в котором рассматривался спор между Фондом социального страхования и индивидуальным предпринимателем. Спор состоял в следующем. Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд с заявлением, о взыскании с индивидуального предпринимателя суммы, выделенной на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию. Решением Арбитражного суда в удовлетворении заявленного требования отказано. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с позицией суда первой инстанции и оставили принятое решение без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций фонд просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требования. Из материалов дела следует, что предприниматель является страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. На основании решения фонда предпринимателю выставлено требование возврате средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования. В связи с неисполнением предпринимателем данного требования, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании этой суммы.

Отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, суды сочли недоказанным создание предпринимателем искусственной ситуации, направленной на завышение размера заработной платы застрахованного лица с целью неправомерного получения средств фонда. Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС считает, что судами при принятии решений не учтено следующее. На основании части 1 статьи 11 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка. Из материалов дела следует, что согласно приказу гражданка принята предпринимателем по трудовому договору на должность главного бухгалтера.

Трудовой договор прекращен в связи с его расторжением по инициативе работника. Приказом гражданка вновь принята на работу на ту же должность (главный бухгалтер), однако за выполнение трудовых обязанностей ей установлен должностной оклад в размере 31 000 рублей. Пособие по беременности и родам гражданке исчислено предпринимателем из среднего заработка, рассчитанного исходя из фактически начисленной ей заработной платы, из 31 000 рублей, что противоречит положениям пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ. Следовательно, основания для принятия в счет средств, полученных предпринимателем от фонда расходов, произведенных им на выплату пособия по беременности и родам гражданки отсутствуют, поскольку при определении среднего заработка застрахованного лица предприниматель неправильно установил расчетный период, а также не учел начисленную этому лицу за данный период заработную плату.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене. Поскольку судами не исследован вопрос о действительном размере среднего заработка застрахованного лица, не установлен расчетный период и размер начисленной ему за этот период заработной платы, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд.


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
№ 6691/11
Москва 20 октября 2011 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бациева В.В.,
Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А.,
Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Петровой С.М., Слесарева В.Л.,
Юхнея М.Ф. –
рассмотрел заявление государственного учреждения – Кузбасского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации филиал № 2 о пересмотре в порядке надзора решения
Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2010 по
делу № А27-7262/2010, постановления Седьмого арбитражного
апелляционного суда от 09.12.2010 и постановления Федерального
арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 по тому же
делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., Президиум
установил следующее.
Государственное учреждение – Кузбасское региональное отделение
Фонда социального страхования Российской Федерации филиал № 2
(далее – фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с
заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Лейпи А.А.
(далее – предприниматель) 99 659 рублей 97 копеек, выделенных на
осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному
страхованию.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2010
в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 09.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановлением от 22.03.2011 решение суда первой инстанции и
постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой
инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной
инстанций фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение
арбитражными судами единообразия в толковании и применении норм
права, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его
требования.
В отзыве на заявление предприниматель просит оставить названные
судебные акты без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и
отзыве на него, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты
подлежат отмене, дело – передаче на новое рассмотрение в суд первой
инстанции по следующим основаниям.
Предприниматель является страхователем-работодателем,
применяющим специальный налоговый режим в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В марте 2008 года предприниматель заключил трудовой договор с
гражданкой Шичкиной А.Н. и принял ее на должность главного
бухгалтера, установив должностной оклад в размере 31 000 рублей в
месяц. В связи с наступлением страхового случая – уходом
Шичкиной А.Н. в отпуск по беременности и родам – предприниматель
выплатил Шичкиной А.Н. 138 267 рублей 58 копеек пособия по
беременности и родам за период с 15.04.2008 по 01.09.2008 и 390 рублей
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских
учреждениях в ранние сроки беременности.
В апреле 2008 года предприниматель обратился в фонд с заявлением
о выделении средств обязательного социального страхования на
осуществление (возмещение) названных расходов.
По результатам камеральной проверки представленных документов
фонд принял решение от 25.04.2008 № 1294 о выделении
предпринимателю выплаченных им сумм пособия.
Однако в ходе проведения выездной документальной проверки фонд
пришел к выводу, что действия предпринимателя по приему
Шичкиной А.Н. на должность главного бухгалтера с 01.03.2008 с
должностным окладом в размере 31 000 рублей направлены на
неправомерное возмещение за счет средств фонда 99 659 рублей 97 копеек
пособия по беременности и родам и решением от 18.01.2010 № 1 (далее –
решение фонда), не принял названную сумму в счет средств, полученных
от фонда на выплату пособия по обязательному социальному страхованию,
а также предложил предпринимателю возвратить эту сумму фонду.
Решение фонда мотивировано тем, что Шичкина А.Н.
работала главным бухгалтером у предпринимателя с 2006 года, ее
должностной оклад составлял 7 500 рублей, но 02.02.2008
Шичкина А.Н. уволилась, а с 01.03.2008 была вновь принята на работу на
ту же должность с окладом 31 000 рублей. Кроме того, в решении указано,
что пособие по временной нетрудоспособности было начислено
предпринимателем непропорционально фактически отработанному
Шичкиной А.Н. времени.
На основании решения фонда предпринимателю выставлено
требование от 02.02.2010 № 1 о возврате в срок до 19.02.2010 средств,
полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.
В связи с неисполнением предпринимателем данного требования,
фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании этой суммы.
Суды, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела
доказательства, установили, что между предпринимателем и
застрахованным лицом Шичкиной А.Н. имеются трудовые отношения,
соответствующими документами подтверждается наступление страхового
случая и выплата пособия застрахованному лицу. Учитывая названные
обстоятельства, суды сделали вывод о соблюдении предпринимателем всех
условий, необходимых для возмещения ему расходов по выплате пособия
по беременности и родам.
Отказывая в удовлетворении заявленного фондом требования, суды
сочли недоказанным создание предпринимателем искусственной ситуации,
направленной на завышение размера заработной платы застрахованного
лица с целью неправомерного получения средств фонда в упомянутой
сумме.
Выводы судов основаны на положениях статей 132, 135 Трудового
кодекса Российской Федерации, статей 8, 9, 12 Федерального закона от
16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального
страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ), статей 13 и 14
Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями
по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан,
подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее –
Федеральный закон № 255-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона № 165-ФЗ
отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя
(работодателя) по всем видам обязательного социального страхования
возникают с момента заключения с работником трудового договора.
Предприниматель, являясь страхователем наемных работников, в
соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона
№ 165-ФЗ обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным
работникам при наступлении страхового случая.
Из положений статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и статьи 2
Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями
по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в
организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих
специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»
следует, что выплата пособия по беременности и родам гражданам,
работающим по трудовым договорам, заключенным с индивидуальными
предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога на
вмененный доход, осуществляется за счет средств Фонда социального
страхования Российской Федерации.
Наличие трудовых отношений между предпринимателем и
застрахованным лицом Шичкиной А.Н., наступление страхового случая, а
также представление предпринимателем соответствующих документов
подтверждены материалами дела и заявителем не оспариваются.
С учетом изложенного вывод судов о соблюдении
предпринимателем условий, необходимых для возмещения расходов по
выплате Шичкиной А.М. пособия по беременности и родам является
обоснованным.
Между тем судами не учтено следующее.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона № 255-ФЗ
пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине
в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ
(в редакции, действовавшей до 01.01.2010) пособия по временной
нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из
среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние
12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной
нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
С 01.01.2007 указанные пособия исчислялись из среднего заработка,
определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка
исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности
и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному
страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской
Федерации от 15.06.2007 № 375.
Пунктом 8 названного Положения установлен перечень периодов,
которые исключаются из расчетного периода (12 календарных месяцев,
предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности
либо отпуска по беременности и родам) при определении среднего
заработка застрахованного лица для исчисления пособия.
Время работы у другого страхователя-работодателя, а также у
данного работодателя до перерыва в трудовых правоотношениях (имевших
место в результате увольнения работника и последующего его приема
вновь на работу) в данном перечне не поименовано.
Таким образом, в целях исчисления пособия по беременности и
родам в рассматриваемый период расчет среднего заработка
застрахованного лица должен производиться исходя из фактически
начисленной этому лицу заработной платы за 12 календарных месяцев,
предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам,
включая заработок за время работы у предпринимателя до перерыва в
трудовых отношениях.
Данному выводу корреспондируют положения пункта 59
Методических указаний о порядке назначения, проведения
документальных выездных проверок страхователей по обязательному
социальному страхованию и принятия мер по их результатам,
утвержденных постановлением Фонда социального страхования
Российской Федерации от 07.04.2008 № 81 (зарегистрировано в Минюсте
России 13.05.2008), которым установлено, что в случае, если работник в
последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей,
при определении фактической работы учитывается также период его
работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с
записями в трудовой книжке на основании копий трудовых договоров.
Из материалов дела следует, что согласно приказу
от 01.02.2006 № 2-60 Шичкина А.Н. принята предпринимателем по
трудовому договору на должность главного бухгалтера с 01.02.2006.
За выполнение трудовых обязанностей ей установлен должностной
оклад с 01.05.2007 в размере 7 500 рублей в месяц.
Трудовой договор прекращен 02.02.2008 в связи с его расторжением
по инициативе работника.
Приказом от 01.03.2008 № 3 Шичкина А.Н. вновь принята на работу
на ту же должность (главный бухгалтер), однако за выполнение трудовых
обязанностей ей установлен должностной оклад в размере
31 000 рублей.
Пособие по беременности и родам Шичкиной А.Н. исчислено
предпринимателем из среднего заработка, рассчитанного исходя из
фактически начисленной ей заработной платы за март 2008 года, то есть
из 31 000 рублей, что противоречит положениям пункта 1 статьи 14
Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей
до 01.01.2010).
Следовательно, основания для принятия в счет средств, полученных
предпринимателем от фонда по решению от 25.04.2008 № 1294, расходов,
произведенных им на выплату пособия по беременности и родам
Шичкиной А.Н., отсутствуют, поскольку при определении среднего
заработка застрахованного лица предприниматель неправильно установил
расчетный период, а также не учел начисленную этому лицу за данный
период заработную плату.
При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают
единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм
права, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Поскольку судами не исследован вопрос о действительном размере
среднего заработка застрахованного лица, не установлен расчетный период
и размер начисленной ему за этот период заработной платы, дело
подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Кемеровской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2
части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13.09.2010 по
делу № А27-7262/2010, постановление Седьмого арбитражного
апелляционного суда от 09.12.2010 и постановление Федерального
арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2011 по тому же
делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Кемеровской области.
Председательствующий А.А. Иванов
адвокат регистрация сми лицензии связи