При вынесении решения об отказе в выделении страхователю необходимых средств не было допущено нарушений законодательства


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 7729/11 от 20 октября 2011 года, в котором рассматривался спор между Фондом социального страхования и индивидуальным предпринимателем. Спор состоял в следующем. На основании решения, государственным учреждением – региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка правильности расходования средств фонда, выделенных индивидуальному предпринимателю, для выплат пособий по обязательному социальному страхованию. По результатам проверки составлен акт и принято решение, согласно которому, суммы расходов, произведенных предпринимателем в связи с выплатой главному бухгалтеру пособия по беременности и родам, не приняты в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного социального страхования.

Предпринимателю выставлено требование о возврате указанной суммы. В связи с неисполнением данного требования фонд обратился в Арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя суммы, выделенной ему на выплату пособия по беременности и родам главному бухгалтеру. Предприниматель обратился со встречным заявлением о признании недействительным решения фонда. Решением Арбитражного суда требование предпринимателя удовлетворено; требование фонда оставлено без удовлетворения. Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию суда первой инстанции и оставили принятое решение без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций фонд просит их отменить, и принять по делу новый судебный акт. Фонд, проводя проверку предпринимателя, применявшего специальный налоговый режим, в части расчета размера пособия обязан был руководствоваться не только законодательством, действовавшим на момент наступления страхового случая, но и нормами законодательства, регулирующими порядок оформления результатов проверки, действовавшими в момент ее проведения.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС считает, что судами при принятии решений не учтено следующее. В проверяемый период предприниматель применял специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход. Работодатели, применяющие указанный специальный налоговый режим, не являлись плательщиками единого социального налога. Следовательно, при проверке расходования средств обязательного социального страхования, полученных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, фонд не мог вынести решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения.

Исходя из положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о незаконности решения фонда могло свидетельствовать лишь существенное несоблюдение фондом установленного порядка проведения проверки и вынесения решения. Поскольку при вынесении решения об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения не было допущено существенных нарушений законодательства, у судов отсутствовали основания для признания его недействительным. При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 7729/11

Москва 20 октября 2011 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

в составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Бациева В.В.,

Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А.,

Никифорова С.Б., Першутова А.Г., Петровой С.М., Слесарева В.Л.,

Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление государственного учреждения – Кузбасского

регионального отделения Фонда социального страхования Российской

Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда

Кемеровской области от 30.09.2010 по делу № А27-11154/2010,

постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2010

и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского

округа от 24.02.2011 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., Президиум

установил следующее.

На основании решения от 18.03.2010 № 35с/с государственным

учреждением – Кузбасским региональным отделением Фонда социального

страхования Российской Федерации (далее – фонд) проведена

документальная выездная проверка правильности расходования средств

фонда, выделенных индивидуальному предпринимателю Шамочкину В.А.

(далее – предприниматель) для выплат пособий по обязательному

социальному страхованию, за период с 01.01.2007 по 31.12.2009.

По результатам проверки составлен акт от 31.03.2010 № 2000035 с/с

и принято решение от 30.04.2010 № 21, согласно которому 8 525 рублей

55 копеек расходов, произведенных предпринимателем в связи с выплатой

главному бухгалтеру Шамочкиной Е.В. пособия по беременности и родам,

не приняты в счет средств, полученных от фонда на цели обязательного

социального страхования.

Основанием для непринятия этих расходов послужили выводы

фонда о том, что предпринимателем создана искусственная ситуация,

направленная на необоснованное возмещение расходов на выплату

пособий за счет средств фонда путем завышения в расчетном периоде

размера начисленной Шамочкиной Е.В. заработной платы и, как

следствие, – среднего заработка, исходя из которого исчисляется размер

пособия по беременности и родам.

Предпринимателю выставлено требование от 18.05.2010 № 23 о

возврате указанной суммы.

В связи с неисполнением данного требования фонд обратился в

Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с

предпринимателя 8 525 рублей 55 копеек, выделенных ему на выплату

пособия по беременности и родам главному бухгалтеру Шамочкиной Е.В.

Предприниматель обратился со встречным заявлением о признании

недействительным решения фонда от 30.04.2010 № 21.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010

требование предпринимателя удовлетворено; требование фонда оставлено

без удовлетворения.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда

от 13.12.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановлением от 24.02.2011 решение суда первой инстанции и

постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой

инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной

инстанций фонд просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия

в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять

по делу новый судебный акт.

В отзыве на заявление предприниматель просит оставить названные

судебные акты без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и

отзыве на него, Президиум считает, что заявление подлежит

удовлетворению по следующим основаниям.

Суды, исследовав и оценив представленные доказательства, сделали

вывод о доказанности фондом обстоятельств, свидетельствующих о том,

что предпринимателем была создана искусственная ситуация,

направленная на завышение среднего заработка застрахованного лица,

необоснованное возмещение расходов за счет средств обязательного

социального страхования. Вместе с тем решение фонда было признано

недействительным ввиду следующего.

Предприниматель в 2009 году (в период наступления страхового

случая, являющегося основанием для выплаты пособия по беременности и

родам) применял специальный налоговый режим в виде единого налога на

вмененный доход.

Согласно части 16 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009

№ 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных

законодательных актов (положений законодательных актов) Российской

Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых

взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного

медицинского страхования и территориальные фонды обязательного

медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 213-ФЗ)

правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай

временной нетрудоспособности и в связи с материнством, возникшие

по 31.12.2009 (включительно) в соответствии с Федеральным законом

от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному

социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у

индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные

налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее –

Федеральный закон № 190-ФЗ), не прекращаются и регулируются в

соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об

обязательном социальном страховании на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный

закон № 255-ФЗ).

Учитывая изложенное, фонд, проводя в 2010 году проверку

предпринимателя, применявшего в 2009 году специальный налоговый

режим, в части расчета размера пособия обязан был руководствоваться не

только законодательством, действовавшим на момент наступления

страхового случая, но и нормами законодательства, регулирующими

порядок оформления результатов проверки, действовавшими в момент ее

проведения.

Положениями частей 1 и 4 статьи 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ

предусмотрено, что территориальный орган страховщика по месту

регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки

правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения,

произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской

Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных

документами, произведенных на основании неправильно оформленных

или выданных с нарушением установленного порядка документов,

территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит

решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых

взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее –

ФСС России).

Форма решения о непринятии к зачету расходов на выплату

страхового обеспечения утверждена приказом Министерства

здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от 23.12.2009 № 1014н «Об утверждении формы решения о непринятии к

зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному

социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в

связи с материнством и формы требования об их возмещении» (далее –

приказ № 1014н).

Установив, что принятое фондом решение не соответствует форме,

утвержденной приказом № 1014н, суды признали его недействительным.

При этом суды исходили из существенности данного нарушения,

поскольку в решении не указаны адрес места жительства

предпринимателя; изложенные в акте проверки выводы фонда о существе

допущенных предпринимателем нарушений не отражены в тексте

решения; в обоснование не приведены ссылки на соответствующие

положения Федерального закона № 255-ФЗ; в резолютивной части

отсутствует указание на конкретные периоды и суммы с уточнением

месяца года, в котором произведены расходы, не принятые фондом к

зачету.

Однако судами не учтено следующее.

В проверяемый период предприниматель применял специальный

налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход.

Работодатели, применяющие указанный специальный налоговый режим,

не являлись плательщиками единого социального налога, в том числе и в

части названного налога, подлежащей зачислению в ФСС России.

В силу этого обстоятельства данная категория работодателей не

осуществляла возмещение расходов на выплату пособий по беременности

и родам путем уменьшения на сумму упомянутых расходов части единого

социального налога, подлежащей уплате в ФСС России (часть 3 статьи 243

Налогового кодекса Российской Федерации), а производила выплату

пособий в соответствии со статьей 2 Федерального закона № 190-ФЗ за

счет средств, выделяемых ФСС России.

Следовательно, при проверке расходования средств обязательного

социального страхования, полученных страхователем-работодателем,

применяющим специальный налоговый режим в 2009 году, фонд не мог

вынести решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового

обеспечения, поскольку такие расходы, произведенные страхователем-

работодателем, не являющимся плательщиком страховых взносов, не

могут быть зачтены в счет их уплаты. Поэтому указанное решение не

является решением о непринятии к зачету расходов и не должно

соответствовать Федеральному закону № 255-ФЗ и приказу № 1014н.

Фонд, осуществляя документальную выездную проверку, составляя

акт и принимая решение по результатам данной проверки,

руководствовался Методическими указаниями о порядке назначения,

проведения документальных выездных проверок страхователей по

обязательному социальному страхованию и принятия мер по их

результатам, утвержденными постановлением ФСС России от 07.04.2008

№ 81. Эти методические указания не были признаны утратившими силу в

связи с принятием Федерального закона № 213-ФЗ.

В составленном фондом в соответствии с методическими указаниями

акте проверки отражена суть допущенных предпринимателем нарушений с

указанием конкретных периодов и сумм уточнений, приведены нормы

законодательства, которым противоречат действия предпринимателя, в

том числе специального законодательства, регулирующего отношения,

связанные с обязательным социальным страхованием на случай временной

нетрудоспособности и в связи с материнством. Принятое фондом решение

о непринятии расходов, произведенных предпринимателем, применяющим

специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от фонда на

цели обязательного страхования, соответствует требованиям названных

методических указаний.

Кроме того, исходя из положений части 4 статьи 200 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации о незаконности решения

фонда могло свидетельствовать лишь существенное несоблюдение фондом

установленного порядка проведения проверки и вынесения решения.

Поскольку при вынесении решения об отказе в выделении

страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения не

было допущено существенных нарушений законодательства, у судов

отсутствовали основания для признания его недействительным.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают

единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм

права, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.09.2010 по

делу № А27-11154/2010, постановление Седьмого арбитражного

апелляционного суда от 13.12.2010 и постановление Федерального

арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.02.2011 по тому же

делу отменить.

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя

Шамочкина В.А. о признании незаконным решения государственного

учреждения – Кузбасского регионального отделения Фонда социального

страхования Российской Федерации от 30.04.2010 № 21 отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шамочкина В.А. в

пользу названного государственного учреждения 8 525 рублей 55 копеек,

не принятых к зачету в счет средств, полученных от фонда.

Председательствующий А.А. Иванов

адвокат регистрация сми лицензии связи