Поскольку Обязательные постановления приняты администрацией порта, то такой спор нельзя отнести к подсудности ВАС РФ


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 14499/11 от 17 января 2012 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и администрацией порта. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась оценки статуса Обязательных постановлений по морскому торговому порту с точки зрения соответствия существенным признакам, характеризующий нормативно-правовой акт. Поводом к рассмотрению дела в порядке надзора стало обращение в ВАС администрации порта о пересмотре в порядке надзора определения суда первой инстанции о неподсудности дела Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.8.6 Обязательных постановлений по морскому порту. Однако суд первой инстанции возвратил заявление общества на основании неподсудности дела ВАС РФ. Суд полагает, что поскольку к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отнесены только дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а Обязательные постановления приняты администрацией порта и подписаны капитаном порта, которые к указанным органам не относятся.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, в качестве суда первой инстанции рассмотрено заявление общества о признании недействующим пункта 4.8.6 Обязательных постановлений. При рассмотрении заявления установлено, что поскольку Обязательные постановления приняты администрацией порта и подписаны капитаном порта, которые федеральными органами исполнительной власти не являются, то такой спор нельзя отнести к подсудности Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС считает, в деле не представлено доказательств утверждения Обязательных постановлений Минтрансом России, а согласование с ним отдельных положений Обязательных постановлений не свидетельствует о том, что указанный нормативный акт принят данным федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, с учетом изложенного можно сделать вывод о том, что заявитель вправе обратиться с заявлением об оспаривании положения Обязательных постановлений в арбитражный суд соответствующего субъекта Российской Федерации, но при этом обратиться в ВАС РФ заявитель по данному делу не может.

Таким образом, поскольку спор не относится к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление общества возвращено Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правомерно. При названных обстоятельствах, ВАС считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, заявление администрации порта – оставлению без удовлетворения.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 14499/11

Москва 17 января 2012 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В.,

Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н.,

Козловой О.А., Маковской А.А., Нешатаевой Т.Н., Пановой И.В.,

Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. –

рассмотрел заявление федерального государственного учреждения

«Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»

о пересмотре в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации от 17.08.2011 по делу № ВАС-11302/11.

В заседании принял участие представитель Министерства

транспорта Российской Федерации (заинтересованного лица) – Тонких С.Р.

Заслушав и обсудив доклад судьи Нешатаевой Т.Н., а также

объяснения представителя участвующего в деле лица, Президиум

установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «КОНТУР СПб» (далее

– общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4.8.6

Обязательных постановлений по морскому порту «Большой порт Санкт-

Петербург» (далее – Обязательные постановления).

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены

федеральное государственное учреждение «Администрация морского

порта «Большой порт Санкт-Петербург» (далее – администрация порта) и

Министерство транспорта Российской Федерации.

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

от 17.08.2011 по делу № ВАС-11302/11 заявление общества возвращено на

основании неподсудности дела Высшему Арбитражному Суду Российской

Федерации, поскольку к подсудности Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации отнесены только дела об оспаривании

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации,

Правительства Российской Федерации, федеральных органов

исполнительной власти, а Обязательные постановления приняты

администрацией порта и подписаны капитаном порта, которые к

указанным органам не относятся.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Обязательные

постановления не являются актом федерального органа исполнительной

власти.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре определения от 17.08.2011 в порядке надзора

администрация порта просит его отменить как не соответствующее

законодательству, регулирующему статус и процедуру принятия такого

нормативного акта как обязательные постановления.

В отзыве на заявление общество поддержало доводы администрации

порта.

В отзыве на заявление Минтранс России просит оставить

оспариваемое определение без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,

отзывах на него и выступлениях представителя участвующего в деле лица,

Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по

следующим основаниям.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации,

рассмотревшим заявление общества о признании недействующим

пункта 4.8.6 Обязательных постановлений в качестве суда первой

инстанции, установлено, что Обязательные постановления приняты

администрацией порта и подписаны капитаном порта, которые

федеральными органами исполнительной власти не являются.

В деле не представлено доказательств утверждения Обязательных

постановлений Минтрансом России, а согласование с ним отдельных

положений Обязательных постановлений не свидетельствует о том, что

указанный нормативный акт принят данным федеральным органом

исполнительной власти.

Таким образом, поскольку спор не относится к подсудности

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в соответствии с

пунктом 1 части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, заявление общества возвращено Высшим

Арбитражным Судом Российской Федерации правомерно.

Заявитель вправе обратиться с заявлением об оспаривании

положения Обязательных постановлений в арбитражный суд

соответствующего субъекта Российской Федерации.

При названных обстоятельствах обжалуемый судебный акт

подлежит оставлению без изменения, заявление администрации порта –

оставлению без удовлетворения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1

части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

определение Высшего Арбитражного Суда от 17.08.2011 по делу

№ ВАС-11302/11 оставить без изменения.

Заявление федерального государственного учреждения

«Администрация морского порта «Большой порт Санкт-Петербург»

оставить без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Иванов