Исковое заявление к Роскомнадзору


 

 

В Таганский районный суд г.Москвы

 

 

Истец:

Общество с ограниченной ответственностью

 

Тел.: +7 (985) 643-97-24

e-mail: 31052010@mail.ru

 

Представитель истца, адвокат Титов Александр Сергеевич

Адрес.88

Высшее юридическое образование – МГЮА 2002 год.

Тел. 8 (985) 643-97-24

e-mail: 31052010@mail.ru

 

 

 

Ответчик:

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

109074, г. Москва,

Китайгородский пр., д.7, стр.2.

Справочно-информационный центр:

+7(495) 987–68-00 (тел);

+7(495) 987–68-01 (факс).

ОГРН 1087746736296

 

 

 

 

 

 

         

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий государственного органа

 

           Общество с ограниченной ответственностью «XXX» (далее ООО «XXX» или Заявитель) намереваясь осуществлять коммерческую деятельность по выпуску сетевых изданий неоднократно (трижды) в качестве учредителя средств массовой информации подавало в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее Роскомнадзор) заявления и предусмотренный законодательством пакет документов, для регистрации средств массовой информации (далее СМИ) сетевых изданий:

 

1)XXX

2)XXXX

3)

           Роскомнадзором данные заявления каждый раз возвращались заявителю вместе с пакетом документов. Так письмами от ______ Роскомнадзор запросил сведения об отсутствии косвенного контроля, осуществляемого по смыслу ч.3 ст.19.1 Закона о СМИ.

В ответ на данное требование были вновь поданы заявки на регистрацию сетевых изданий, содержащие, помимо, ранее поданных нотариальное заверенных заявлений об отсутствии гражданства иного государства у Генерального директора и единственного участника «XXX» XXXой И.Н. также и справку Отдела по вопросам миграции Отдела МВД РФ по району №согласно которой XXXа И.Н. не подавала как гражданин России уведомление о наличии у нее иного гражданства.

           По истечении одного месяца Роскомнадзор вновь осуществил возврат документов, а именно:

  • 1) Письмом от года № 0 был осуществлен возврат заявления №10 от года о регистрации сетевого издания “XXX
  • 2) Письмом от 14года № был осуществлен возврат заявления №5 от 1года о регистрации сетевого издания “ XXX

   Все перечисленные письма о возврате заявок на регистрацию сетевых изданий содержат требование подтвердить отсутствие гражданства другого государства сведениями из Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также сведениями из дипломатических представительств иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации. Кроме того, было выдвинуто новое требование о подтверждении соответствия учредителя СМИ требованиям части 2 ст. 7 Закона о СМИ.

  

           Заявитель считает, что указанные действия Роскомнадзора, выразившиеся в возвращении документов заявителю и оставлении без рассмотрения заявлений ООО «XXX» о регистрации сетевых изданий в качестве СМИ, для подтверждения заявителем соответствия учредителя требованиям ст.19.1 и ч. 2 ст. 7 Закона «О СМИ», а также, фактическое бездействие и уклонение Роскомнадзора от регистрации указанных СМИ, являются незаконными, поскольку противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации, по нижеследующим основаниям. Это нарушает право п.1 ст. 34 Конституции - 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Также п.5 ст. 29 Конституции  - гарантируется свобода массовой информации. 

       В соответствии с п.п. 5.4, 5.4.1 Положения о Роскомнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Роскомнадзор осуществляет регистрацию средств массовой информации.

       Незаконность действий Роскомнадзора по возврату заявок, выразившихся в вышеперечисленных письмах, заключается в следующем:

 

  • 1) Статья 19.1 закона о СМИ:

 

   Статья 19.1 закона о СМИ предусматривает ограничения в отношении учреждения средств массовой информации, а именно российское юридическое лицо с иностранным участием, не вправе выступать учредителем (участником) средства массовой информации. Не допускается установление лицами, указанными в части первой настоящей статьи, любых иных форм контроля над учредителем средства массовой информации, равно как и над лицами, являющимися участниками (членами, акционерами) учредителя средства массовой информации, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять таким учредителем, их контролировать, а также фактически определять принимаемые ими решения.

Перечень документов, свидетельствующих о соблюдении требований настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит предоставлению лицами, определенными настоящим Законом.

Согласно Постановления Правительства РФ от 16.10.2015 N 1107 "Об утверждении перечня документов, свидетельствующих о соблюдении учредителями (участниками) средств массовой информации, редакциями средств массовой информации, организациями (юридическими лицами), осуществляющими вещание, требований статьи 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" таким перечне является:

  1. Заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии учредительных документов юридических лиц.
  2. Выписка из реестра акционеров, список участников общества с ограниченной ответственностью.

Документ, содержащий в соответствии с законодательством страны регистрации учредителей (участников) юридического лица сведения об уставном (складочном) капитале юридического лица или о долях в уставном (складочном) капитале.

  1. Выписка из торгового реестра страны регистрации или иной эквивалентный документ в соответствии с законодательством страны регистрации учредителя (участника) юридического лица.
  2. Заверенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц).
  3. Копия документа, свидетельствующего о подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (предоставляется по собственной инициативе заявителя).
  4. Документы, свидетельствующие о прямом или косвенном контроле в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (при наличии).

 

В составе каждого заявления были представлены документы:

1)устав Общества с ограниченной ответственностью «XXX» (копия, заверенная нотариально) – соответствует п.1 ППРФ от 16.10.2015 N 1107.

2) Список участников Общества с ограниченной ответственностью «XXX» (оригинал) - соответствует п.2 ППРФ от 16.10.2015 N 1107.

3) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (копия, заверенная нотариально), свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе (копия, заверенная нотариально), Лист записи ЕГРЮЛ (нотариальная копия) - соответствует п.3 ППРФ от 16.10.2015 N 1107.

4) Копия паспорта XXXой И.Н. (заверенная нотариально) -соответствует п.4 ППРФ от 16.10.2015 N 1107.

5)Нотариально заверенное заявление об отсутствии у XXXой И.Н. гражданства иностранного государства, Нотариально заверенная копия справки Отдела по вопросам миграции Отдела МВД РФ по району согласно которой XXXа И.Н. не подавала как гражданин России уведомление о наличии у нее иного гражданства - соответствует п.5 ППРФ от 16.10.2015 N 1107.

6) Решение №1 единственного участника от 04.08.2016 года (нотариальная копия), Сопроводительное письмо к заявлению содержащие указание на отсутствие прямого или косвенного контроля над ООО «XXX» и XXXой И.Н. – соответствует п.6 ППРФ от 16.10.2015 N 1107.

 

         Таким образом, все возможные документы были предоставлены. Требование подтвердить отсутствие гражданства другого государства сведениями из Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также сведениями из дипломатических представительств иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации является НЕЗАКОННЫМ, НЕОБОСНОВАННЫМ, НЕИСПОЛНИМЫМ.

      

       Отдел по вопросам миграции Отдела МВД РФ по району уже предоставил справку № -, согласно которой XXXа И.Н. не подавала как гражданин России уведомление о наличии у нее иного гражданства. Такая справка не обязательна, т.к. согласно п.5 Перечня ППРФ от 16.10.2015 N 1107, такая справка предоставляется по собственной инициативе заявителя. Однако заявитель потратил свое время и ее получил для Роскомнадзора.

 

       Учет российских граждан имеющих гражданство другого государства, выдача справок о наличии у российских граждан гражданства иного государства или отсутствия такого либо предоставление таких сведений в иной форме, Положением о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказ МВД России от 15.04.2016 N 192 на Главное управление не возложено.

    

     Предложение предоставить сведения из дипломатических представительств иностранных государств, находящихся на территории Российской Федерации звучит как прямое издевательство над заявителем. Дипломатическое общение подчинено установленным международным соглашениям, в рамках которых предоставляются соответствующая информация между дипломатическими ведомствами государств. Дипслужбы государств не обязаны ни подтверждать, ни опровергать гражданство тех или иных граждан России.  Кроме того, непонятно почему собственно Роскомнадзор ограничивается дип. представительствами, которые находятся в России. Ст.19.1 закона О СМИ говорит об иностранных гражданах как таковых без привязки к тому, являются ли такие граждане гражданами государств, дип. представительства которых находятся в Росcии.

     Почему бы не запросить такого рода справки от всех государств, в том числе не признаваемых либо частично признаваемых. По этой логике, почему не запросить Роскомнадзору справку о том, что XXXа действительно человек, а например не марсианин или лунатик.

 

   Полагаем, что такого рода требования помимо того, что не законны, они умаляют авторитет государства. Оспариваемые действия лишнее подтверждение справедливой критики Валентины Ивановны Матвиенко в адрес Роскомнадзора, которая сравнила его с “сонным царством” и указала на то, что “Вы все время идете в хвосте. Вы что, не понимаете? Пока, уважаемый Александр Александрович, складывается впечатление отсутствия всяческой инициативы и заинтересованности в решении этих важных вопросов.” Подробнее на РБК: http://www.rbc.ru/politics/ 24/04/2017/58fdc9459a79478778dbade2

 

  

  • 2) Часть 2 ст. 7 закона О СМИ

 

   Новым, ранее не заявленным требованием, стало требование о подтверждении учредителя ч.2 ст.7 закона О СМИ.

   Часть 2 статьи 7 Закона «О СМИ», предусматривает исключительный перечень оснований и лиц, кто не может выступать учредителем СМИ:

- гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

           Исходя из того что учредителем поданного на регистрацию СМИ является юридическое лицо, заявитель полагает, что требование Роскомнадзора касается подтверждения заявителем пункта 2 ч. 2 ст. 7 Закона, что деятельность заявителя, как учредителя СМИ, подпадающего под понятие объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не запрещена по закону.

           Согласно ч. 1 ст. 7 Закона «О СМИ», учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

           Сам факт того, что учредитель данного СМИ существует, как юридическое лицо и подаёт заявления о регистрации СМИ, уже указывает на тот факт, что деятельность этого учредителя не запрещена по Закону, что подтверждается действующими свидетельствами о регистрации и постановке на учет, и другими правоустанавливающими документами, которые прилагались к заявлению.

     Согласно ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.

Перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и описание символики указанных объединений, организаций подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции в сфере регистрации общественных и религиозных объединений, иных организаций. Указанный перечень также подлежит опубликованию в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации.

Согласно Распоряжения Правительства РФ от 15.10.2007 N 1420-р определить "Российскую газету" в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию перечня общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

 Согласно ст. 4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

     Согласно Решение Верховного Суда РФ от 23.09.2008 N ГКПИ08-1598 (оставлено в силе Определением Верховного Суда РФ от 23.12.2008 N КАС08-647):

Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата, если заявление подано с нарушением требований части второй статьи 8 или части первой статьи 10 названного Закона (пункт 1 части 3), если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий (пункт 2 части 3), если не уплачена государственная пошлина (пункт 3 части 3).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что, принимая решение о регистрации СМИ, соответствующий орган по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, должен убедиться в том, что представленные документы соответствуют требованиям Закона (статьям 8, 10 Закона) и отсутствуют основания для отказа в регистрации, предусмотренные Законом (часть 1 статьи 13 Закона).

Статьи 7 и 19.1 Закона содержат перечень лиц, которые не могут быть учредителями средства массовой информации.

В целях проверки соблюдения требований статей 7 и 19.1 Закона пунктами 31, 32 Регламента предусмотрено представление заявителем документов, подтверждающих сведения об учредителе (возраст, гражданство, место жительства (для граждан), статус организации, род ее деятельности, доля иностранного участия в уставном капитале (при учреждении теле-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих телевещание).

Так, для юридических лиц - копии выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (подпункт 31.1 Регламента), для физических лиц - копии паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (подпункт 31.3 Регламента).”

Таким образом именно выписка из ЕГРЮЛ подтверждает статус заявителя и соответствие ст.7 закона О СМИ.  

Согласно п. 93 Приказа Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации" необходимыми Роскомнадзору для предоставления государственной услуги документами, находящимися в иных органах и организациях, являются:

документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

 

   В отношении заявителя, как организации судом не принималось какого-либо решения о запрете деятельности - ООО «XXX». Согласно выписки из ЕГРЮЛ, которую самостоятельно заказывает Роскомнадзор ООО «XXX», является действующей организацией. Заявителя нет в списке ликвидированных организаций или организаций, деятельность которых приостановлена по решению суда согласно данных Минюста РФ (http://minjust.ru/nko/perechen_zapret; и http://minjust.ru/nko/perechen_priostanovleni), об организации заявителя, как запрещенной нет публикаций в Российской газете (http://www.rg.ru/).

 

        В соответствие с ч. 2 ст. 10 Закона «О СМИ», к заявлению о регистрации СМИ прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечень таких документов утверждается Правительством Российской Федерации.

           Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2011 N 1752-р «Об утверждении перечня документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации» (далее Перечня) утвержден перечень документов, прилагаемых заявителем к заявлению о регистрации (перерегистрации) средства массовой информации, который включает в себя:

  1. Копии учредительных документов, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (для заявителя - юридического лица).
  2. Список участников или выписка из реестра акционеров (для заявителя - юридического лица) при учреждении радиоканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы.
  3. Копии документов, подтверждающих право использования доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет при учреждении сетевого издания, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ст. 10 закона “О СМИ” предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ БЫЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ

 

           Приведенный перечень аналогичен положениям пункта 45 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации, утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 N 362, предусматривающих исчерпывающий список сведений, указываемых в заявлении о регистрации СМИ, подтверждаемых и предоставляемых заявителем.

 

           Как видно из представленного Перечня, необходимость предоставления документа, подтверждающего отсутствие запрета на деятельность организации, Законом не установлена, более того, не установлен даже сам документ, которым можно подтвердить отсутствие такого запрета.

 

     Согласно пунктам 57 и 58 Регламента, сотрудники Роскомнадзора при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя:

- предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

 

Согласно п. 30 Регламента запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

 

           Следовательно, регистратор или Роскомнадзор, не вправе обязывать заявителя подтвердить соответствие учредителя требованиям ч. 2 ст. 7 закона «О СМИ», как не предусмотренного указанными положениями Закона «О СМИ», Перечня и Регламента.

           Учитывая, что в силу ч. 3 ст. 10 Закона «О СМИ», предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается, считаем, что соответствие учредителя требованиям части 2 ст. 7 Закона «О СМИ», безусловно в силу факта его существования, а потому правовых оснований у Роскомнадзора для возвращения заявителю заявления о регистрации – нет.    

 

           Положениями п. 60 Регламента установлен исключительный Перечень оснований для возврата документов, необходимых для предоставления государственной услуги, заявление о регистрации СМИ, возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:

1) Если заявление подано с нарушением требований части второй статьи 8 или части первой статьи 10 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации», а именно:

60.1.1. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории Российской Федерации, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, подано в территориальный орган.

60.1.2. Заявление о регистрации СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, подано в регистрирующий орган.

60.1.3. В заявлении содержится неполный объем сведений.

2) Если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий.

3) Если заявителем не уплачена государственная пошлина (пп. 3 в ред. Приказа Минкомсвязи России от 17.10.2014 N 349).

 

           Указанные нарушения со стороны заявителя – ООО «XXX», в заявлении и прилагаемых документах о регистрации СМИ не допускались. Таким образом, действия Роскомнадзора выраженные в перечисленных выше письмах возлагающие на заявителя обязанность подтверждения соответствия учредителя требованиям ч. 2 ст. 7 Закона «О СМИ», являются неисполнимыми и незаконными. Неисполнимыми, в силу того, что документ подтверждающий отсутствие запрета на деятельность организации заявителя Распоряжением Правительства 06.10.2011 N 1752-р, не установлен, а незаконными, поскольку требование Роскомнадзора о подтверждении соответствия учредителя требованиям ч. 2 ст. 7 Закона «О СМИ», противоречат ч. 3 ст. 10 Закона «О СМИ» и пунктам 30, 45, 57-58, 60 и 142 Регламента.

          

 

           Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 13 ГК РФ, ст. 7, ст.10, ст.19.1 закона “О СМИ”,

 

ПРОШУ:

 

  1. Признать незаконными действия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по возвращению письмами:
  • 1) Письмом от года № 04был осуществлен возврат заявления №10 от 14.03.2017 года о регистрации сетевого издания “XXX
  • 2) Письмом был осуществлен возврат заявления №5 от 1 о регистрации сетевого издания “ XXXX
  • 3) Письмом года № был осуществлен возврат заявления №3 года
  1. Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) устранить допущенное нарушение прав и свобод заявителя и рассмотреть заявления по существу.

 

Приложение:

  1. Доказательства направления копии заявления и приложенных к нему документов, лицу, участвующему в деле (оригинал для суда)
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере
  3. Копия писем от
  4. Копии писем от 5. Материалы заявок на регистрацию СМИ- 10 сетевых изданий.
  5. Копия документа, подтверждающего полномочия руководителя
  6. Копия доверенности на представителя
  7. Копия диплома представителя
  8. Копия удостоверения представителя
  9. Копия настоящего заявления

 

Представитель по доверенности Титов А.С._____________________