ВАС пришел к выводу о том, что общество не может являться субъектом административного правонарушения


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации опубликовал постановление по делу № 10856/11 от 24 января 2012 года, в котором рассматривался спор между обществом с ограниченной ответственностью и Управлением по региональным тарифам администрации Волгоградской области. Суть рассмотренного ВАС в порядке надзора спора касалась признания общества в качестве организации, осуществляющей эксплуатацию части системы коммунальной инфраструктуры в целях оказания услуг по обеспечению водоснабжения и водоотведения населению; а также обязания такого общества предоставлять по запросу административного органа документы для расчета тарифов. Дело об отмене акта о привлечении к ответственности по части 1  ст.19.7.1 КоАП РФ за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, передано для пересмотра в порядке надзора.

Фабула дела: Управление направило в адрес общества письмо о представлении документов, необходимых для расчета тарифов на оказание услуг в сфере коммунального комплекса. Поскольку в установленный срок запрошенные документы общество не представило, управлением составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ. Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязанность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленное требование общества, о признании незаконным постановления управления о привлечении к административной ответственности. При этом суды указали, что общество не является субъектом вмененного административного правонарушения. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум. Президиум ВАС поддержал выводы  нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований управления. Как следует из материалов дела, общество арендует у общества с ограниченной ответственностью водопроводную сеть и канализационные системы. Согласно схеме границ эксплуатационной ответственности водопровода и канализации МУП осуществляет поставку питьевой воды к жилым домам через насосную станцию и водопроводную сеть общества и принимает сточные воды от этих объектов в городскую канализационную сеть через сеть общества. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что общество не может являться субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

При названных обстоятельствах, Президиум ВАС пришел к выводу о незаконности постановления управления, которым общество привлечено к административной ответственности, в связи с чем, ВАС считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

№ 10856/11

Москва 24 января 2012 г.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в

составе:

председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Александрова В.Н., Амосова С.М.,

Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В.,

Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А.,

Пановой И.В., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. –

рассмотрел заявление Управления по региональным тарифам

администрации Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора

решения Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2011 по делу

№ А12-5865/2011 и постановления Двенадцатого арбитражного

апелляционного суда от 30.06.2011 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя – Управления по региональным тарифам

администрации Волгоградской области – Анциперов В.В.;

от общества с ограниченной ответственностью «Элеватор Сервис» –

Мязин А.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Александрова В.Н., а также

объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум

установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Элеватор Сервис»

(далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области

с заявлением о признании незаконным и отмене постановления

Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской

области (далее – управление) от 29.03.2011 № 03-05/11-33 (далее –

постановление от 29.03.2011) о привлечении его к административной

ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях

(далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2011

требование удовлетворено.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

от 30.06.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской

Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора

управление просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в

толковании и применении арбитражными судами норм права, в

удовлетворении требования общества отказать.

В отзыве на заявление общество просит оспариваемые судебные

акты оставить без изменения как соответствующие действующему

законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве

на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей

участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление не подлежит

удовлетворению по следующим основаниям.

Управление направило в адрес общества письмо о представлении в

срок до 01.02.2011 документов, необходимых для расчета тарифов на

оказание услуг в сфере коммунального комплекса.

В установленный срок запрошенные документы общество не

представило.

По данному факту 15.03.2011 управлением составлен протокол об

административном правонарушении и постановлением от 29.03.2011

общество привлечено к административной ответственности,

предусмотренной частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел

к выводу о том, что общество не является субъектом вмененного

административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции с

этим выводом согласился.

Частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ предусмотрена административная

ответственность за непредставление сведений в орган, уполномоченный в

области государственного регулирования тарифов, если обязанность

представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами

для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также

исполнения данным органом полномочий по контролю (надзору), сбору

информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным

органом срок.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона

от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций

коммунального комплекса» (далее – Закон о тарифах) государственному

регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций

коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере

водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Как следует из материалов дела, общество арендует у общества с

ограниченной ответственностью «Волгоградская мельница»

водопроводную сеть и канализационные системы.

Согласно схеме границ эксплуатационной ответственности

водопровода и канализации МУП «Городской водоканал» осуществляет

поставку питьевой воды к жилым домам через насосную станцию и

водопроводную сеть общества и принимает сточные воды от этих объектов

в городскую канализационную сеть через сеть общества.

Таким образом, общество не может являться субъектом

административного правонарушения, ответственность за которое

предусмотрена частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.

При названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты

подлежат оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1

статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса

Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.05.2011 по

делу № А12-5865/2011 и постановление Двенадцатого арбитражного

апелляционного суда от 30.06.2011 по тому же делу оставить без

изменения.

Заявление Управления по региональным тарифам администрации

Волгоградской области оставить без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Иванов